1. Конвенция о правах ребенка



Скачать 244.99 Kb.
Дата11.06.2019
Размер244.99 Kb.
Название файлаалгоритм взаимодействия с органами системы профилактики.docx

Алгоритм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетними
Данный алгоритм разработан в целях своевременного взаимодействия субъектов профилактики по организации раннего выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, принятия мер по реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение эффективности помощи, оказываемой несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения или подвергшихся насилию.
1. Нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность по предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию помощи пострадавшим от жестокого обращения и насилия

1.Конвенция о правах ребенка;

2. Конституция РФ;

3. Семейный кодекс Российской Федерации;

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

5. Уголовный кодекс Российской Федерации;

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»;

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»;

10. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

11. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

12. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»

13. Закон Мурманской области от 28.12.2004 г. № 571-01-ЗМО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Мурманской области»

14. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Мурманской области, утвержденный постановлением КДН и ЗП при Правительстве Мурманской области 30.05.2014 г.
2. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики в случаях выявления фактов жестокого обращения с детьми

2.1. Повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного принятия соответствующих мер.

2.2. Реализация права ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения. 2.3. Создание системы межведомственного взаимодействия органов и учреждений всех организационно-правовых форм, вовлеченных в сферу защиты детства по выявлению, учету и сопровождению детей и семей с высоким риском социального неблагополучия и/или случаями жестокого обращения.

2.4. Создание эффективной социальной инфраструктуры для детей по оказанию своевременной качественной юридической, социально-психолого педагогической и медицинской помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

2.5. Обеспечение доступной информацией несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению, членов их семей, окружения и специалистов о службах и учреждениях, куда можно обратиться за помощью.
3. Понятие и формы жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом или пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.


4. Действия специалистов органов и учреждений системы профилактики при выявлении признаков жестокого обращения с ребенком

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация от представителей общественных объединений;

- результаты медицинского осмотра;

- результаты экспертиз;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», органы, учреждения и организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно (любым видом связи с последующим направлением письменной информации) информировать:

орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов, учреждений и организаций, препятствующих предупреждению безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;

орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

орган управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

МО МВД России – о выявлении родителей или иных законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

орган управления в сфере здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

орган управления в сфере образования – о выявлении несовершеннолетних обучающихся, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;

уголовно-исполнительную инспекцию – о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;

орган по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Данная информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

Специалисты органов и учреждений системы профилактики регистрируют все полученные сообщения о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними, невыполнения обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, ведут учет данных сообщений, оперативно проводят их проверку, в рамках компетенции, запрашивают необходимую информацию в других ведомствах.


5.Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с несовершеннолетним

5.1.Действия сотрудников медицинского учреждения:

5.1.1. При выявлении признаков жестокого обращения с ребенком медицинский работник проводит медицинскую оценку состояния ребенка - жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской амбулаторной карте.

5.1.2. При необходимости госпитализирует ребенка, подвергшегося жестокости.

5.1.3. В течение 1 часа с момента выявления факта жестокого обращения с несовершеннолетним, медицинский работник направляет по телефону информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в Шерловогорское отделение полиции или ОМВД России по Борзинскому району, сектор опеки и попечительства администрации г. Борзя (телефон 8(30233) 3-24-49, 3-11-78) и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования г. Борзя.

5.1.4. В течение суток с момента получения информации о выявленном факте медицинский работник направляет письменную информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в Шерловогорское отделение полиции или ОМВД России по Борзинскому району, сектор опеки и попечительства администрации г. Борзя и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования г. Борзя.


5.2Действия сотрудников образовательных организаций

(в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях образовательное учреждение):

5.2.1. Педагогический работник осуществляет ежедневный (в рабочее время) контроль за посещаемостью несовершеннолетним образовательной организации, а также обеспечивает их внешний визуальный осмотр, обращает внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему (в соответствии с Методическими рекомендациями (приложение 1 к данному алгоритму);

5.2.2. Педагогический работник при выявлении признаков жестокого обращения законных представителей (родителей, опекунов) с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно в письменном виде (с указанием даты, времени, обстоятельств выявления) сообщает руководителю образовательной организации о выявленном случае.

5.2.3. Руководитель образовательной организации организует ежедневный (в рабочее время) контроль за посещаемостью несовершеннолетними образовательной организации, а также их внешний визуальный осмотр;

5.2.4. Руководитель образовательной организации при выявлении признаков жестокого обращения законными представителями (родителей, опекунов) с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию:

- в течение часа после получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской карте.

- в течение часа с момента фиксирования факта жестокого обращения сообщает по телефону (затем в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в Шерловогорское отделение полиции или ОМВД России по Борзинскому району, сектор опеки и попечительства администрации г. Борзя и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования г. Борзя.

- в течение 1 дня с момента выявления факта жестокого обращения организует совместно с сотрудниками сектора опеки и попечительства администрации пгт. Шерловая Гора, КДН и ЗП, ОМВД России по Борзинскому району обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого руководителем образовательной организации составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи в количестве экземпляров, равном числу участников проводимого обследования и предоставляемого в адрес участников в 3- дневный срок с момента его проведения.

5.2.5. В случае, если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний, подвергшийся жестокому обращению, находился на внутриведомственном учете органов и учреждений системы профилактики, руководитель образовательной организации в 3-х дневный срок вносит в КДН и ЗП ходатайство о внесении изменений (дополнений) в индивидуальную программу сопровождения.

5.2.6. Образовательная организация осуществляет индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетнего/семьи.
5.3. Действия сотрудников сектора опеки и попечительства: Действия, предусмотренные статьей 77 Семейного кодекса РФ.

При получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, что выражается в физическом, психическом воздействии на ребенка, оставлении ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания, сектор опеки и попечительства:

- составляет в течение одного часа акт обследования условий жизни ребенка (при необходимости с участием сотрудников Шерловогорского отделения полиции или ОМВД России по Борзинскому району и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования г. Борзя);

- осуществляет подготовку постановления главы муниципального образования пгт. Шерловая Гора с подведомственной территорией, в котором констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, а также дается указание о немедленном его отобрании, и обеспечивает немедленное его исполнение;

- незамедлительно уведомляет о случившемся прокурора г. Борзя;

- обеспечивает временное устройство отобранного ребенка;

- в течение семи дней после вынесения главой муниципального образования акта об отобрании ребенка направляет в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских правах.

- в течение одного дня с момента фиксирования факта жестокого обращения специалист сектора опеки и попечительства администрации г. Борзи направляет акт обследования условий жизни и воспитания ребенка в ОМВД России по Борзинскому району для привлечения лица, допустившего жестокое обращение с ребенком, к установленной законом ответственности, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования г. Борзи - для организации профилактической работы с семьей.


6. Действия сотрудников Борзинского КЦСОН:

6.1. При поступлении несовершеннолетнего в Борзинский КЦСОН отделение для несовершеннолетних медицинский сотрудник производит медицинский осмотр. В случае обнаружения признаков жестокого обращения незамедлительно сообщает руководителю Борзинского КЦСОН о выявленных фактах.

6.2. При получении информации о выявлении признаков жестокого обращения руководитель Борзинского КЦСОН в течение первых суток организует проведение медицинской, психологической оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в личном деле ребенка.

6.3. В течение 1 часа руководитель Борзинского КЦСОН по телефону сообщает в ОМВД России по Борзинскому району, сектор опеки и попечительства администрации г. Борзи, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а в течение первых суток с момента фиксирования факта жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель Борзинского КЦСОН направляет письменную информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в ОММВД России по Борзинскому району, сектор опеки и попечительства администрации г.Борзи, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

6.4. В период нахождения несовершеннолетнего, подвергшегося насилию, в отделении для несовершеннолетних Борзинского КЦСОН его сотрудники организуют и проводят работу с несовершеннолетним и его семьей с использованием методик работы по реабилитации жертв насилия.
7. ОМВД России по Борзинскому району:

7.1. В соответствии с нормативно-правовыми актами органа полиции принимают меры по привлечению лиц, допустивших жестокое обращение с несовершеннолетними, к административной, уголовной ответственности.

7.2. Незамедлительно информирует муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, сектор опеки и попечительства администрации г. Борзи о несчастных случаях, фактах жестокого обращения с несовершеннолетними, а в течение первых суток направляет письменную информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, сектор опеки и попечительства администрации г. Борзи.

7.3. При установлении фактов жестокого обращения с доставленным безнадзорным (беспризорным) ребенком, наличии у него телесных повреждений незамедлительно рапортом докладывают о данной ситуации начальнику ОМВД России для принятия решения о возбуждении уголовного дела и направляют информацию в прокуратуру г. Борзи.

7.4. При поступлении информации от органов и учреждений системы профилактики, а также сообщений от граждан, представителей общественности, по факту жестокого обращения с ребенком, сотрудники ОМВД России по Борзинскому району регистрируют данное сообщение в дежурной части.

7.5. В 3-х дневный срок проводят предварительную проверку по заявлению (сообщению), с принятием соответствующего решения (отказать в возбуждении уголовного дела, возбудить уголовное дело). В случае крайней необходимости сроки рассмотрения материала продлеваются до 10 дней (начальником ОВД) либо до 30 дней (органами прокуратуры).

7.6. Принимают меры по привлечению лиц, допустивших жестокое обращение с несовершеннолетними, к административной, уголовной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

7.7. В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела по факту жестокого обращения, проводят работу по сбору необходимой информации от органов и учреждений системы профилактики, граждан, с целью подтверждения факта жестокого обращения, для приобщения к материалам уголовного дела.

7.8 При установлении обстоятельств асоциального образа жизни осуществляют постановку родителей на профилактический учет в ОМВД России по Борзинскому району и принятия других мер профилактического характера, в соответствии с действующим законодательством.

7.9 Проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями, отрицательно влияющими на детей, и принимает меры к соблюдению прав и законных интересов детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении в связи с жестоким обращением в отношении несовершеннолетних.


8. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования г. Борзи:

8.1. При поступлении в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информации о детях, жизнь и здоровье которых находятся в опасности, немедленно направляют в заинтересованные органы и учреждения для принятия оперативных мер реагирования, контролируют их исполнение;

8.2 При выявлении признаков жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего Комиссия незамедлительно сообщает в ОМВД России, сектор опеки и попечительства администрации о выявленном факте.

8.3. При выявлении факта жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего в семье:

8.3.1. в течение 1 дня со дня поступления информации о факте жестокого обращения организует и проводит совместно со специалистом с сектора опеки и попечительства администрации обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;

8.3.2 на основании полученной информации, по результатам рассмотрения материалов в отношении лица, допустившего жестокое обращение, принимает решение о постановке его семьи на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования г. Борзи как семьи, находящейся в социально опасном положении;

8.3.3. готовят к рассмотрению на заседании комиссии материалы по итогам обследования жилищно-бытовых условий семьи, вносят предложения на заседании комиссии о внесении сведений о семье в единый банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в случае подтверждения ее социально опасного положения, необходимых реабилитационных мероприятиях с семьей;

8.3.4. в случае, если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний находился на учете как находящийся в социально-опасном положении, обеспечивает контроль по внесению дополнений в индивидуальную программу реабилитации семьи;

8.3.5. при получении протокола об административном правонарушении, составленного на родителей по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей), в материалах к которому содержится информация об антисанитарном содержании жилья, несоблюдении элементарных правил гигиены, постельных принадлежностей, одежды, соответствующей сезону времени года, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье, направляет сообщение в ОМВД России по Борзинскому району для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, жестоко обращающихся с детьми.

8.4. При выявлении факта жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего со стороны сверстников и посторонних лиц: направляет информацию в образовательную организацию для применения восстановительных процедур, в ОМВД России по Борзнскому району для проведения проверки.

8.5. Анализирует причины и условия, способствующие факту жестокого обращения, принимает меры по их устранению.

8.6. Утверждает на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав планы индивидуально – профилактической работы с семьей с учетом дополнений и предложений учреждений системы профилактики.

8.7 Осуществляет контроль за организацией работы по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия.
9. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с действующим законодательством

Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских обязанностей. Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности.

9.1. Административная ответственность.

- Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ).

- Вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ влечет административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10 КоАП РФ).

Рассмотрение дел по указанным статьям относится к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

9.2. Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей

– за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность ст. 156 УК РФ. 9.3.

Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность родителей и организаций, в которые был помещен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред, причиненный несовершеннолетним (ст. 1073-1075 ГК РФ). 9.4. К дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми, в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Методические рекомендации по проблемам

жестокого обращения с детьми

1. Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему.

Формы жестокого обращения с детьми:

1.1 Физическое насилие- это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку (побои, причинение вреда здоровью). Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

 Внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, раны, кровоподтеки, ссадины, сигаретные ожоги и т.п.)

 Повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастного случая (переломы ребер у детей, кровоизлияния в сетчатку глаза).

Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

 Боязнь физического контакта со взрослыми

 Стремление скрыть причину травм

 Плаксивость, одиночество, отсутствие друзей

 Агрессивность, жестокое обращение с животными, повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре)

 Суицидальные попытки

1.2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

 Повреждения областей половых органов

 Заболевания, передающиеся половым путем

 Беременность

Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:

 Ночные кошмары, страхи

 Несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении

 Стремление полностью закрыть свое тело

 Депрессия, низкая самооценка

 Проституция, беспорядочные половые связи

1.3. Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребенка, его творческий и интеллектуальный потенциал, психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:

 Открытое неприятие и постоянное критика ребенка

 Угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме, использование для запугивания свой рост, возраст

 Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка

 Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, контроль его доступа к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

 Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

 Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

 Задержка физического и умственного развития ребенка

 Нервный тик, энурез, энкопреза

 Постоянно печальный вид ребенка

 Различные соматические заболевания

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:

 Беспокойство, тревожность, нарушения сна

 Длительно сохраняющееся подавленное состояние

 Агрессивность, повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре)

 Склонность к уединению, неумение общаться

 Плохая успеваемость

1.4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

 Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

 Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

 Утомленный вид, сонный вид

 Санитарно-гигиеническая запущенность

 Отставание в физическом развитии

 Частая вялотекущая заболеваемость, постоянные жалобы на недомогание

 Задержка речевого и моторного развития.

Запущенность ребенка можно заподозрить при следующем состоянии поведении ребенка:

 Постоянный голод

 Кража пищи

 Требования ласки и внимания

 Низкая самооценка, низкая успеваемость

 Агрессивность и импульсивность

 Антиобщественное поведение, вплоть до вандализма

1.5. Насилие над ребенком в школе со стороны сверстников можно заподозрить при следующем состоянии поведении ребенка:

 Стойкие отказы от посещения школы

 Потеря интереса к обучению

 Беспристанные жалобы на здоровье

 Депрессивные состояния

 Замкнутость и отгороженность

2. Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

 в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

 на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

 часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.

 запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

 необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;

 противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

 объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

 родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

 родители не знают друзей ребенка.

Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком обращении с ребенком.

2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.

2.2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).



2.3. Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница