1. Периоды индивидуального развития организма. Понятие об онтогенезе



Скачать 241.36 Kb.
Дата25.01.2018
Размер241.36 Kb.
Название файлаEkzamen_po_vozrastnoy_anatomii_i_fiziologii_det.docx

Экзамен по возрастной анатомии и физиологии детей и подростков для студентов, обучающихся по специальности « Педагогика и психология»

Билет №1


1. Периоды индивидуального развития организма. Понятие об онтогенезе.

В онтогенезе человека выделяют 2 периода: до рождения(внутриутробный, пренатальный) и после рождения(внеутробный, постнатальный).



Период

Возраст

Особенности

1.Внутриутробный: эмбриональный период

0-8 нед

9нед-9мес

280 суток(9 календ мес)


Первые 8 недель – основные процессы формирования органов и частей тела(зародышевый период);

С 9 нед – обознач-ся основные внешние челов черты(фетальный период).



2.Новорождённый

1-10 дней

Вскармливание ребёнка молозивом

3.Грудной возраст

10дн-1год

Питание «зрелым» молоком. Длина тела увеличивается в 1,5 раза, а масса утраивается. В 6 мес режутся молочные зубы.

4.Раннее детство

1-3года

К 3-ём годам заканчивается прорезывание молочных зубов.

5. Первое детство

4-7лет

С 6 лет появл-ся первые постоянные зубы(большой коренной и медиальный резец на ниж челюсти.

6.Второе детство

8-12лет(мальчики)

8-11л(девочки)



Выявляются половые различия, усиленный рост тела в длину.

7.Подростковый возраст(пориод полового созревания, пубертратный пер)

13-16(м)

12-15(д)


Увеличение всех размеров тела.

8.Юношеский возраст

17-21(юноши)

16-20(д)


Заканчивается процесс роста и формирование организма, все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной величины.

9.Зрелый возр

1-й период


2-й период

22-35(м)


21-35(ж)

36-60(м)


36-55(ж)

Форма и строение тела изменяются мало. После 50л длинна тела начинает уменьшаться.

10.Пожилой возр

61-74(м)

56-74(ж)





11.Старческий возр

75-90




12.Долгожители

90 и старше




2. Анатомо-физиологическое строения стенки сердца. Границы сердца.

Сердце состоит из 3 слоёв: внутренний – эндокард, средний – миокард(мышца сердца), наружный – эпикард.

Наружный слой входит в состав околосердечной сумки, образующей перикард с полостью перикарда. Предсердия имеют относительно тонкие стенки – 2-3мм. Толщины стенок у левого желудочка 9-11мм. К правого желудочка толщина стенок 4-6мм. Эндокард выстилает изнутри камеры сердца, образует створки клапанов.

Миокард образована мышечными клетками, имеющими поперечно-полосатую исчерченность. У предсердий мышечная оболочка тоньше, состоит из 2 слоёв. У желудосков мускулатура толще, она трёхслойна. Мышечный слой самый мощный в левом желудочке, он в 2-3 раза мощнее миокарды правого желудочка. Эпикард представляет внутренний(серозный) листок перикарда, плотно сращённый с миокардом, образован тонкой пластинкой соединительной ткани.

ГРАНИЦЫ СЕРДЦА: Верхняя граница находится на уровне верхних краёв III правого и левого рёберных хрящей. Правая граница образуется правой пов-тью верхней полой вены и краем правого предсердия. Она проходит от верхнего края хряща правого II ребра у места его прикрепления к грудине до верхнего края хряща III ребра на 1-1,5см кнаружи от правого края грудины.

На уровне V ребра правая граница сердца переходит в нижнюю границу сердца, которая образована краями правого и частично левого желудочков.

Левую границу сердца составляют дуга аорты, лёгочный ствол, левое сердечное ушко и левый желудочек

Билет №2


Анатомо-морфологические особенности младшего школьного возраста.

Выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. Усиление секреции половых гормонов(особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем – полового члена.

2. Физиологические аспекты работы сердца. Понятие сердечного цикла. Патологические состояния сердечного цикла.

Сердечная мышца сокращается ритмично, в отличие от скелетных. Способность к ритмическому сокращению под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце, является характерной особенностью миокарда. Это свойство называют автоматизмом сердца. Автоматизм сердца связан с функцией его атипичных мышечных клеток проводящей системы. Импульсы, вызывающие ритмические сокращения сердца, возникают вначале в сердечно-предсердном узле.

Сердечный цикл – одно сокращение сердца и последующее расслабление. У здорового человека в состоянии покоя сердце сокращается 60-70 раз в 1 мин. Сокращение сердечной мышцы называют систолой, её расслабление – диастолой. Сердечный цикл имеет 3 фазы: систолу предсердий, систолу желудочков и общую паузу. Общая продолжительность сердечного цикла у человека равна примерно 0,8 с.
Билет №3

Общая характеристика строения нервной системы. Понятие нейрона, синапса.

Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет наиболее эффективное приспособление организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды(гомеостаз).

К ЦНС относят спинной и головной мозг.

Периферическую НС составляют спинно-мозговые и черепные нервы и их корешки, ветви этих нервов, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека.

Соматическая НС обеспечивает иннервацию главным образом тела – кожи, скелетных мышц.

Вегетативная НС регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение, иннервирует все внутр органы, железы, гладкую мускулатуру органов, в том числе и сосудов, сердце.

Нейрон- возбудимая нервная клетка, специализированная на восприятии, обработке, хранении и передаче информации, объединённая в нейронные цепи и нервные центры, составляющие функциональные5 системы мозга.

Синапс – специализированный контакт, важной функцией которого является обеспечение перехода сигнала(информации) с одного нейрона на другой.

2. Функции и состав крови. Понятие плазмы крови. Форменные элементы крови (лейкоциты, эритроциты, тромбоциты).

Функции крови: Перенос кислорода и питательных веществ к органам и тканям и выведение из них продуктов обмена веществ.

Состав крови: Плазма и находящиеся в ней клетки.

Плазма – жидкое межклеточное вещество.

Эритроциты – красные кровяные тельца – безъядерные клетки, не способные к делению. У здорового человека продолжительность жизни эритроцитов достигает 120 дней. Затем они погибают и разрушаются в селезёнке. Новые эритроциты образуются в красном костном мозге из его стволовых клеток. Имеют форму вогнутого с обоих сторон диска. Снаружи покрыт оболочкой – цитолеммой, ч/з которую избирательно протикают газы, вода и др элементы. Перенос с помощью гемоглобина кислорода в органы и ткани.

Лейкоциты – «Белые» клетки крови, образуются в красном костном мозге из его стволовых клеток. Отличаются разнообразием форм, подвижностью, функциями. Их число увеличивается после еды, физ работы, при сильных эмоциях. Могут выходить из кровеносных сосудов в ткани и органы, участвуют в защитных реакциях организма.

Виды лейкоцитов:

-зернистые(гранулоциты)

Эозинофилы (1-4%) – ярко-розовый - эозин

Базофилы (0-0,5%) – основные красит - аузор

Нейтрофилы (60-70%) – тёмно-синий, фиолетовый

-незернистые(агранулоциты), к ним относят также моноциты(6-8%).

Тромбоциты – кровяные пластинки сферический формы, повышаются при мышечной работе, приёме пищи, не имеют ядра. Способны прилипать к чужеродным поверхностям, склеивать их м/у собой. Выделяют вещ-ва, способствующие свёртываемости крови. Живут 5-8 дней.

Билет №4
1. Строение и функции спинного мозга. – в тетради

2. Физиологическая характеристика группы крови. Понятие резус-фактор. Переливание крови.



Группа крови

Присутствие белков

агглютиногенов

агглютининов

0(I)

А(II)


В(III)

АВ(IV)


Нет

А

В



АВ

α и β

β

α



нет

Агглютиногены – А и В. Агглютины – α и β. Свёртывание крови(агглютинация и гемолиз эритроцитов) происходит, если встречаются одноимённые агглютиноген и агглютинин(А и α; В и β).

Резус-фактор(Rh) – агглютиноген, содержащийся в эритроцитах.

При переливании крови важно, чтобы донорская кровь была совместима с кровью реципиента, так как при смешивании крови от разных лиц эритроциты, оказавшиеся в плазме крови другого человека, могут склеиваться(агглютинироваться), а затем разрушаться(гемолизироваться). Гемолиз – процесс разрушения цитолеммы эритроцитов и выхода из них гемоглобина в окружающую их плазму крови.

Билет №5


Физиология рефлекса и рефлекторной дуги. Классификация рефлексов. Значение условно-рефлекторной деятельности организма.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с участием нервной системы. Они проявляются в возникновении или прекращении какой-либо деят-ти орг-ма: в сокращении или расслаблении мышц, в секреции или прекращении секреции желез, в сужении или расширении сосудов и т.п.

Рефлекторная дуга – совокупность образований, необходимых для осуществления рефлекса. Любая рефлекторная дуга начинается с раздражения чувствительных нервных окончаний – рецепторов, в которых возникает возбуждение. Затем оно передаётся по афферентным волокнам(афферентное звено) в ЦНС(центральное звено), где переключается на эфферентные нейроны(эфферентное звено), а по эфферентным нервным волокнам возбуждение достигает эффекторов (напр мышца, железа), где заканчивается действием(сокращением мышцы, секрецией железы).

Виды рефлексов:

1.Безусловные – осущ-ся на основе врождённых нервных связей и отражают филогенетический опыт приспособления к условиям существования(отдёргивание руки при болевом раздражении, быстрый поворот головы в сторону звука и т.п.)

-простые(спинно-мозговые)

-усложнённые(с участием продолговатого мозга)

-сложные(среднего мозга)

-сложнейшие(ближайшая подкорка и кара полушарий большого м.)

2.Условные – индивидуально приобретённые в течении жизни или специального обучения приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи м/у условным раздражителем(сигналом) и безусловно-рефлекторным актом.

Значение условного рефлекса - возможность лучше и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, обеспечивается несравненно более высокий уровень адаптивного поведения.

2. Анатомо-морфологические особенности верхних дыхательных путей. Строение и функции полости носа.

Верхние дыхательные пути – полость носа, носовая и ротовая части глотки.

Кпереди от полости носа находится наружный нос, в котором выделяют спинку носа, имеющую костную основу. Книзу спинка носа переходит в верхушку. Крылья носа(боковые части наружного носа) в своих стенках имеют хрящевые пластинки – хрящи крыльев носа.

Полость носа разделена сагиттально ориентированной перегородкой на правую и левую половины. Перегородка носа образована перпендикулярной пластинкой решетчатой кости и сошником. Сзади полость носа ч/з отверстие – хоаны – сообщается с верхних отделом глотки – носоглоткой. На боковых стенках полости носа видны 3 носовые раковины(верхняя, средняя и нижняя), свисающие в полость носа. М/у раковинами находятся носовые ходы: верхний, средний и нижний.

Функции: начало дыхательных путей и одновременно органом обоняния.


Билет №6

1. Физиология симпатической нервной системы. Значение одной системы в общей структуре деятельности организма.

Симпатическая НС:

1.Центральный отдел – ядра, расположенные в боковых рогах СМ с VIII шейного(I грудного) по II поясничный сегмент.

2.Переферический отдел – парный симпатический ствол, расположенный по сторонам от позвоночного столба(справа и слева) с его соединительными ветвями(белыми и серыми), нервы, идущие от симпатического ствола к внутренним органам и сосудам, к крупным симпатическим сплетениям, находящимся в брюшной полости и полости таза, нервные окончания симпатической природы.

Симпатическая часть вегетативной нервной системы иннервирует все органы и ткани, в том числе кожу, мышцы, внутр органы, кровеносные и лимфатические сосуды. Она мобилизует деят-ть жизненно важных органов, повышает энергообразование в организме. Симпатические импкльсы активизируют защитные реакции: иммунные процессы, терморегуляцию, механизмы свёртывания крови. Возбуждение симпатической части НС стимулирует эмоц-ое состояние и напряжение в орг-ме.

2.Анатомо-морфологические особенности нижних дыхательных путей. Гортань. Трахея. Бронхи.

Нижние дыхательные пути – гортань, трахея, бронхи.

Гортань – орган дыхания и голосообразования. Располагается в передней части шеи, ниже подъязычной кости, на уровне IV - VI шейных позвонков. При глотании, разговоре, кашле гортань смещается вверх-вниз.

Трахея – простирается от нижнего края VI шейного позвонка до верхнего края V грудного позвонка. Вверху трахея соединена с гортанью связками, внизу она разделяется на 2 главных бранха: правый и левый.

Правый главный бронх короче и шире левого, он является как бы продолжением трахеи и входит в ворота правого лёгкого. В воротах лёгких главные бронхи делятся на долевые бронхи(у правого – 3, у левого – 2), далее – на сегментарные и другие более мелкие бронхи, которые образуют в каждом лёгком 22-23 порядка ветвления. Разветвление бронхов – бронхиальное дерево.

Билет №7


1. Строение и функции головного мозга. Физиология больших полушарий головного мозга.

Строение – в тетр.

Функции:

1.Продолговатый м – рефлекторная, иннервация мускулатуры глотки, гортани, скелетных мышц шеи и спины, мышц языка, осуществление моторных программ(поддержание верт позы, равновесие при хотьбе).

2.Мост, мозжечёк – координация сложных двигательных актов.

3.Промежуточный – регуляция вегетативных функций, адаптация организма к окр среде.

4.Средний мозг – обработка нервных импульсов, поступ-щих от зрит и слух рецепторов.

5.Большой(конечный) – управление всеми жизненно важными процессами, вместилище всех интеллектуальных способностей.

2. Физиологические особенности обмена белков, жиров, углеводов в организме. Понятие и значение водно-солевого и энергетического обмена.

В желудке и тонкой кишке белки, поступающие в организм вместе с пищей, расщипляются до аминокислот и их составляющих, которые всасываются и используются для синтеза специфических для человека белков.

С пищей в виде овощей, фруктов, крахмала и др растительных продуктов в организм поступают углеводы, которые называются полисахаридами. При переваривании они расщепляются до растворимых в воде дисахаридов и моносахаридов. Моносахариды всасываются в кровь и вместе с кровью поступают в органы и ткани.

В процессе пищеварения жиры расщепляются на их составляющие – глицерин и жирные кислоты. В организме жиры могут также синтезироваться из углеводов и продуктов расщепления белков. Некоторые жирные кислоты не могут образовываться в организме. Это олеиновая, архидоновая, линолевая, линолиновая, которые содержатся в растительных маслах.

Водно-солевой обмен – совокупность процессов поступления воды и солей(электролитов) в организм, их всасывания, распределения во внутренних средах и выделения. Вода и минеральные соли создают в основном внутреннюю среду организма, являясь основной частью плазмы крови, лимфы и тканевой жидкости. Они участвуют в поддержании осмотического давления и реакции плазмы крови и тканевой жидкости. Некоторые соли, растворенные в жидкой части крови, участвуют в переносе газов кровью. Вода и мин соли входят в состав пищеварит соков.

Энерг обмен – такие превращение энергии, на протяжении которых в итоге биологического окисления выделяется энергия, которая необходима для жизнедеятельности тканей, клеток и всего организма в общем.

Значение энергетич обмена – снабжение клетки энергией, которая необходима для жизнедеят-ти.
Билет №8
1. Общая характеристика высшей нервной деятельности. Понятие об индукции и иррадиации. Учения И.П.Павлова и И.М.Сеченова о высшей нервной деятельности.

ВНД – интегративная способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

Павлов предложил лабораторный метод объективного изучения приспособительной деят-ти человека и животных – метод условных рефлексов, он увидел в нём высшую форму рефлекторной деят-ти – реакцию на раздражитель.

Сеченов был первым, кто смело для его времени провозгласил естественно-научны подход к изучению психической функции, он распространил рефлекторный принцип на все виды деятельности организма, включая и психическую деятельность.

Индукция – умозаключение в котором на основе знания части предметов класса делается вывод обо всех предметах класса, это умозаключение от частного к общему.

Иррадиация – способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.

2. Понятие об иммунитете. Виды. Значение. Формирование иммунитета. Сыворотки. Вакцины.

Иммунитет – совокупность биологических явлений, направленных на сохранение постоянства внутренней среды и защиту организма от инфекционных и других генетически чужеродных для него агентов.

Виды иммунитета:

1.Инфекционный

2.Противоопухолевый

3.Трансплантационный

1.Врождённый

2.Видовой – невосприимчивость одного вида животных или человека к микроорганизмам, вызывающим заболевания у других видов

Формирование иммунитета:

1 этап – первые 28 дней жизни ребёнка – антитела передаются только ч/з молозиво

2 этап – с 2 до 3 лет

3 этап – страдает ферментативное усвоение

4 этап – период полового созревания(м – 12-16л; д – 9-11л)

5 этап – 14-16л – завершается половое созревание, организм начинает быстро расти

Иммунная сыворотка - препарат, содержащие антитела против определённых антигенов.

Вакцина – препарат, который изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов или продуктов их жизнедеят-ти.

Билет №9

1. Условный рефлекс. Механизм образования условного рефлекса. Значение образования условного рефлекса в организме.

Условные рефлексы – индивидуально приобретённые в течении жизни или специального обучения приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи м/у условным раздражителем(сигналом) и безусловно-рефлекторным актом.

Согласно взглядам Павлова при воздействии на организм условного раздражителя и безусловного стимула в коре полушарий большого мозга формируются два очага возбуждения. Очаг возбуждения, возникший в результате воздействия безусловного раздражителя, является более сильным и притягивает к себе возбуждение из очага, возникающего в результате воздействия условного раздражителя. После нескольких повторных воздействий условного и безусловного раздражителей м/у двумя зонами коры устанавливается устойчивый путь движения воздействия. В результате изолированное действие только условного раздражителя приводит к реакции, вызываемой безусловным раздражителям.

Значение условного рефлекса - возможность лучше и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, обеспечивается несравненно более высокий уровень адаптивного поведения.

2. Физиология свойств сердечной мышцы.

К физиологическим свойствам сердечной мышцы относятся возбудимость(спос-ть кардиомиоцитов и всей сердечной мышцы возбуждаться при действии на неё механических, электрических или др раздражителей; «всё-или ничего»), проводимость(спос-ть сердца проводить возбуждение), рефрактерность(сост-е невозбудимости сердечно мышцы)сократимость и автоматия – свойство, которым не обладают скелетные мышцы(возм-ть сердца ритмически возбуждаться без раздражителя из внешней среды).

Билет №10

1. Торможение условных рефлексов по И.П.Павлову. Значение. Классификационные виды.

Торможение условно-рефлекторной деят-ти появл-ся в форме внешнего, или безусловного, торможения и в форме внутреннего, или условного, торможения.

Внешнее торможение - врождённое генетически запрограммированное торможение

-запредельное – развив-ся при большой силе стимула или при слабом функционир ЦНС(охранительное значение)

-индукционное – наблюд-ся при применении нового раздражителя после выработки условного рефлекса или наряду с известным условным раздражителем(оценка биологич зничим-ти нового раздр-ля)

Внутреннее торможение – носит условный характер и требует спец выработки(в изменившихся условиях внешней среды изменяется реакция на все имеющиеся сигналы)

-дифференцировочное т – человек начинает различать раздр-ли, сходные по своим параметрам, и реагирует только на биологически значимые(чтобы «не путать» сходные раздр-ли)

-угасательное – возникает когда при выработанном ранее условном рефлексе воздействие на организм условного раздр-ля перестаёт подкрепляться воздействием раздр-ля безусловного(освобождение головным мозгом от ненужных, устаревших рефлексов)

-запаздывающее – возникает если выработанный условный рефлекс отодвигать во времени от подкрепляющего его безусл-го раздр-ля(помогает привить терпение, выдержку, умение ожидать)

2. Понятие о витаминах. Классификационные группы. Значение.

Витамины – пищевые факторы, которые, присутствуя в небольших количествах в пище, обеспечивают нормальное протекание биохимических и физиологических процессов путём участия в регуляции обмена целостного организма.

По хим строению и физико-хим-ким свойствам витамины делят на 2 группы:

А.Водорастворимые(В1, В2, РР(В3), В5,В6,Вс,В9,В12,С,Р)

Б.Жирорастворимые(А,D,E,K)

Витамины – антиоксиданты.

Билет №11

1. Физиологические аспекты сна и сновидений. Теория сна. Фазы сна. Нарушение сна. Гигиеническая организация сна.

Сон – один из видов торможения, которое охватывает кору головного мозга и нижележащие его отделы.

Сноведения явл-ся продолжением состояния бодрствования. Сноведения сопровождаются быстрым движением глаз, проявлением мозговых волн, возросшей физиологической активностью.

Теории сна:

1.Теория Фрейда – сон – картина бессознательного желания

2.Эволюционная теория – во сне мы занимаемся практикой и отработкой угрожающих ситуаций

3.Сны порождают Мудрость – во сне мы перебираем воспоминания с тем, чтобы определить, какие из них сохранить, а какие удалить, сон превращает поток повседневной информации в мудрость, делающую нас более умными при принятии решений

4Сны – дефрагментация нашего «жёсткого диска» - мы спим, чтобы забыть

5.Сны схожи с психотерапией – во снах мы имеем дело с эмоциональным содержимым в безопасном месте, создавая такие соединения, которые не могут возникнуть в нашем критическом и рациональном сознании

6.Отсутствие теории – в снах нет ничего ценного.

Фазы:

1.Стадия дремоты – обдумывание и переживание проблем, возникших в течении дня



2.Снижение мышечной активности, замедление пульса и дыхания, мозг постепенно перестаёт работать

3.Переходная

4.Наиболее глубокий сон – отдых

Нарушение сна – субъективное ощущение недостаточности сна.

Классификации:

1.По продолжительности: кратковрем-я бессонница, хроническая бесс-ца

2.По причине:первичные и вторичные расстройства сна, обусловленные психотравмирующими ситуациями, психическими нарушениями, различными заболеваниями или приёмом психоактивных веществ

Гигиеническая организация сна:

Перед сном нельзя кормить ребёнка, поить чаем, кофе, какао, неприемлимы подвижные игры. Рекомендуется укладывать детей в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие, спокойные. У каждого ребёнка должна быть своя кровать.

2. Классификационные группы гормонов. Функции гормонов. Значение гормональной деятельности внутренней секреции.






Группа 1

Группа 2

Химическая природа

Стероиди

Иодтиронины

Кальцитриол


Полипептиды

Белки


Гликопротеины

Катехоламины



Растворимость

Липофильные

Гидрофильные

Транспортные белки

Имеются

Не имеются

Период полужизни в плазме крови

Продолжительный (часы и дни)

Короткий(минуты)

Рецептор

Внутриклеточный

На плазматической мембране

Функции гормонов:

1.Делают возможным умственное и половое развитие

2.Обеспечивают адаптацию орг-ма к изменяющимся условиям

3.Обеспечивают поддержание постоянства внутр среды орг-ма(гомеостаз)

4.Выполняют роль сигнальных вещ-в.

Значение: в обмене вещ-в, росте, умственном , физическом и половом развитии, приспособл-ии орг-ма к меняющимся условиям внешней и внутр среды, обеспечении постоянства важнейших физиологических показателей (гомеостаза), в реакциях орг-ма на стресс.

Билет №12.
1. Особенности высшей нервной деятельности у детей. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности.

Особенности:

1.Условные рефлексы возникают быстро, но закрепляются медленно

2.Многие условные рефлексы – привычки, умения, правила поведения – даже к 3 годам не явл-ся достаточно устойчивыми

3.Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения

4.Сравнительно слабая подвижность нервных процессов.

Первая сигнальная система – сис-ма орг-ма, обеспечивающая формирование конкретного(непосредственного) представления об окр действит-ти и приспособит-ных реакций посредством условных связей.

Вторая сигнальная сис-ма – сис-ма орг-ма, обеспеч-я формир-е обобщённого представления об окр действит-ти с помощью языка человека.

2. Анатомо-морфологические особенности желез внутренней секреции организма. Гипофиз. Эпифиз. Значение в общей структуре организма.

Гипофиз – непарный орган округлой формы, залегает в гипофизарной ямке турецкого седла. Имеет переднюю долю(аденогипофиз), промежуточную часть и заднюю(нейрогипофиз).

Эпифиз – (1) шишковидная железа, пинеальная железа, расположенная м/у передними буграми четверохолмия г/м и связанный посредством ножки с 3-м желудочком; (2)суставный конец трубчатой кости.
Билет №13
1. Типы высшей нервной деятельности человека. Классификация типов. Физиологическая направленность типов ВНД.

Типы ВНД – темперамент – проявление типа НС в деят-ти человека, индивид-психологич-е особ-ти личности, в которых проявл-ся подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

Классификация типов:

1.Сангвиник – живой, подвижный, любознательный человек;

2.Флегматик – медлителен, спокоен, нетороплив;

3.Холерик – быстрота движений и действий, порывистость, возбудимость;

4.Меланхолик – психич-е процессы протекают медленно, такие люди с трудом реагируют на сильные раздражители.

2. Физиология малого и большого кругов кровообращения. Виды основных сосудов в кругах кровообращения.

Малый круг – правый желудочек – ч/з артерии, капилляры и вены лёгких – левое предсердие.

-Крупный сосуд – лёгочный ствол

-Правая и левая лёгочные артерии

-Легочные пузырьки - альвеолы

Большой круг – левый желудочек – правое предсердие.

-Аорты


-Артерии

-Артериолы

-Вены

-Венулы


Билет №14
1. Физиологическое обоснование режима дня младшего школьника.

2. Анатомо-морфологические особенности строения органов выделения. Почки. Строение. Функции. - тетр

Билет №15

1. Анализаторы. Классификация. Общая структура строения анализаторов. Значение в общей организации органов и систем.

Анализаторы – сенсорные системы, которые осуществляют превращение раздражителей внеш и внутр мира в нервные импульсы и передачу их в центры г/м.

А. состоит из:1)рецептора – периферического отдела; 2)проводникового отдела;3)коркового, или центрального, отдела.

Виды анализаторов:

1.Зрительный

2.Слуховой

3.Вкусовой

4.Обонятельные

5.Кожный


Получение от органов чувств информации о состоянии и изменении внешней и внутренней среды, её переработка, составление на её основе программ деят-ти орг-ма обеспечивают анализаторы.

2. Физиология мочевыводящих путей. Образования первичной и конечной мочи. Регуляция мочеобразования.

К мочевыводящим путям относятся мочеточники, мочевой музырь и мочеиспускательны канал.

Мочеточник – парный трубчаты орган, обеспеч-щий проведение мочи из почечной лоханки в мочевой пузырь, располагается в забрюшинном пространстве. Его длина 25-30 см.

Мочевой пузырь – непарный полый мышечный орган, служащий для накопления и выведения мочи. Имеет форму четырёхгранника, но после заполнения становится сферическим. Находится в полости малого таза, спереди распол-ся лобковый симфиз.

Ж.мочеиспускательный канал – начинается от мочевого пузыря внутренным отверстием и представляет собой трубку длинной 3 – 3,5 см, слегка изогнутую выпуклостью кзади и огибающую снизу и сзади нижний краё лобкового симфиза.

М.мочеисп канал – узкая трубка, проводит не только мочу, но и сперму, длина его 16-22 см.

Мочеобразование зависит прежде всего от кровяного давления в мальпигиевых клубочках, которое обусловлено величиной общего кровяного давления. Оно зависит также от уровня кровоснабжения почек, а следовательно, от величины просвета кровеносных сосудов почек, которые изменяются рефлекторным и нервно-гуморальными механизмами => мочеобразование регулируется нервами и хим вещ-вами, гормонами и продуктами обмена веществ, расширяющими и суживающими купилляры почек. Расширение кровеносных сосудов производят волокна блуждающих нервов, сужение – симпатических.

Билет №16.
1.Зрительный анализатор. Строение органов зрения. Физиологические характеристики состояний зрительного анализатора.

2. Анатомия мочевыделительных путей. Строение мочевого пузыря. Механизм мочеиспускания.

У мочевого пузыря выделяют верхуш кло и дно. Стенки МП образованы слизистой оболочкой, подслизистой основой, мышечной и адвентициальными оболочками и частично брюшиной.

Позыв-импульс в центр мочеисп-парасимпатич тазовые нервы- стенки МП и сфинктер мочеисп канала – сокращение мускулатуры - опорожнение

Билет №17

1. Слуховой анализатор. Строение органа слуха. Физиологические характеристики состояний слухового анализатора.

2. Анатомо-морфологические особенности легких. Понятие бронхиального дерева. Границы легких. Плевральная полость. Плевральная полость-это щелевидное пространство между листками плевры,окружающими каждое легкое.Плевра- гладкая серозная оболочка.

Билет №18.


1. Анатомо-морфологические особенности опорно-двигательного аппарата. Скелет головы. Понятие лицевого и мозгового отделов скелета головы.

2. Функции пищеварительной системы. Понятие о физиологии пищеварения.

Билет №19
1. Анатомо-морфологические особенности скелета туловища. Анатомия позвоночника и грудной полости. Типы соединения костей скелета туловища. Хрящевые соединения, малоподвижна грудная клетка.Соеденительно тканные или фиброзные соединения.

2. Физиологическая деятельность гипоталамуса в регуляции внутренней секреции организма. Гипоталамус вырабатывает рилизинг- факторы.Они делятся на стимулирующие(либерины) и тормозяизщие (статины) работу гипофиза. Гипаталамус регулирует работу гипофоза, гипофиз регулирует работу всех желез организма. Гипофиз имеет две доли и промежуточную зону: а)передняя доля гипофиза- регулирует работу щетовидной, поджелудочной желез, надпочечников. б) задняя доля гипофиза- ничего не вырабатывает, сюда из гипоталамуса поступает два гормона окситоцин и вазопрессин.в) промежуточные зона вырабатывает миланоцит стимулирующий гормон, который пигментныи обмен.


Билет №20
1. Общий план строения органов пищеварительной системы. Анатомия полости рта. Строение зубов и слюнных желез. Физиология слюноотделения.

2. Физиологическая деятельность щитовидной и паращитовидной железы в регуляции внутренней секреции организма. Щетовидная железа секретирует гормоны богатые йодом- тиропсин и трийодтиронин, которые в совокупности называются тереоглобулином. Эти гормоны стимулируют окислительные процессы в клетках организма. Гормоны щет. Железы влияют на белковый, углеводный, жировой , водный и минеральный обмен, на рост, развитие и дифференцировку ткани. Парощетовидная железа.клетки желез- паратиреоцит вырбатывают паратиреойодный гормон- паратгормон, который регулирует уровень кальция и фосфора в крови, что необходимо для нормальной возбудимости нервной и мышечной систем и содержание кальция в костях.


Билет №21
1. Анатомо-морфологические особенности строения пищевода, желудка. Состав желудочного сока. Особенности пищеварения в желудке.

2. Обонятельный анализатор. Строение органа обоняния. Физиологические характеристики состояний обонятельного анализатора.

Билет №22
1. Анатомо-морфологические особенности строения тонкого кишечника. Процессы пищеварения в тонком кишечнике. Состав кишечного сока.

2. Вкусовой анализатор. Общий план строения органа вкуса. Физиология вкусового анализатора.


Билет №23


1. Анатомия печени. Желчевыводящие пути и желчный пузырь. Состав желчи. Функции и значение печени.

2. Физиологическая деятельность вилочковой железы в регуляции внутренней секреции организма.


Билет №24


1. Анатомо-морфологические особенности строение и функций толстого кишечника.

2. Кожный анализатор. Общий план строения. Физиология рецепторов кожного анализатора.


Билет №25


1. Анатомо-морфологические особенности поджелудочной железы. Гормоны поджелудочной железы. Ферментативная деятельность железы.

2. Сердце. Общее строение. Желудочки сердца. Физиология клапанного аппарата.


Билет №26


1. Понятие внутренней среды организма. Кровь. Лимфа. Тканевая жидкость. Состав. Значение. Функции.

2. Анатомо-морфологические особенности строения пояса нижних конечностей. Анатомия тазового пояса.


Билет №27


Анатомия мышечной системы организма. Строение и функции мышц. Классификация мышц. Мышцы удерживают положение тела и его частей в пространстве, перемещают костные рычаги при хотьбе, беге и других движениях, выполняют жевательные, глотательные и дыхательные движения, участвуют в артикуляции речи и мимике, вырабатывают тепло. Строение. Мышцы могу иметь перестое строение, когда мышечные пучки прикрепляются к сухожилию с одной, двух или нескольких сторон. Это одноперистые, двуперестые, многоперестые мышцы. Перестые мышцы построенны из большого количества коротких мышечных пучков, обладают значительной силой.Функции- по выполняемой ф-и а так же по действию на суставы выделяют мышцы- сгибатели и разгебатели, приводящие и отводящие, сжиматели (сфинктеры) и расшерители. Разлечают мышцы по их расположению в теле человека: поверхностные и глубокие, латеральные и медиальные, передние и задние. Фун-и мышц сгибательные наклонятельные вращательные, дыхание, пищеварение, кровообращение, воспроизведение речи.

2. Физиология солевого обмена организма. Минеральные компоненты обмена. Значение для организма.


Билет №28
1. Анатомо-морфологические особенности строения верхней конечности. Анатомия плечевого пояса. Типы соединения костей.

2. Роль надпочечников во внутренней среде организма. Гормоны надпочечников и их внутренняя секреция.

Билет №29
1. Классификация рецепторов нервной системы, их физиологическая роль в организме.

2. Кожа. Особенности строения основных отделов кожи. Функции кожи. Вспомогательные органы кожи.



Билет №30
1. Строение и физиология нервной ткани.

2. Общая физиология дыхательной системы. Типы дыхания. Этапы дыхания. Дыхательный центр, его физиология.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница