2. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности



Скачать 113.56 Kb.
Дата21.11.2018
Размер113.56 Kb.
Название файлаinnovatsionnaya_ekonomika (1).rtf
ТипРеферат

Содержание

Введение......................................................................................................................3

1.Понятие инновационной деятельности.................................................................4

2.Формирование благоприятных условий инновационной деятельности............6

3. Создание и деятельность технопарков...............................................................10

Заключение................................................................................................................12

Список литературы...................................................................................................13

Введение


Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. Конечным результатом является рост конкурентоспособности продукции, предприятия, экономики в целом.

В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

По существу, смысл всей экономической реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники. Это обусловливает необходимость активизации инновационной деятельности.

Целью данной работы является выявление благоприятных условий для инновационной деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие «инновационная деятельность»;

2.Исследовать основные аспекты, связанные с созданием благоприятных условий нововведений;

3.Определить цель создания технопарков

1.Понятие инновационной деятельности

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары (услуги) или товары (услуги) с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Вопросам управления инновационной деятельностью посвящено отдельное направления менеджмента — инновационный менеджмент.

Для финансирования инновационной деятельности создаются венчурные фонды.

Инновационная деятельность — это деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.[2]

Различают несколько видов инноваций:

- технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

- технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

- организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.[8]

2. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности.

Инновационная активность определяется целым рядом факторов, с одной стороны, действующих на интер-, макро-, мезо-, микроуровнях, с другой стороны, определяемых степенью развития институциональной среды, сложившимся менталитетом, историческими предпосылками и т.д.

В современных условиях происходит развитие философии и создание новых механизмов активизации инновационной деятельности, технологического трансфера, коммерциализации интеллектуальных продуктов. Эти процессы имеют общие тенденции в различных странах мира, а также региональные отличия.

Инновационная деятельность предполагает проведение комплекса мероприятий по организации цикла «научные исследования – технологические разработки – создание экспериментальных образцов – массовое производство – поставка продукции на рынок». Она является частью научно-технической, инновационной и инвестиционной политики государства и осуществляется, в основном, на уровне хозяйствующих субъектов. Роль государства в условиях рыночной экономики сводится к разработке и реализации научно-технической политики, целью которой должно стать создание благоприятных условий, направленных на решение следующих задач:

- комплексное развитие науки и техники;

- сбережение и развитие ресурсного потенциала промышленности;

- бережное использование топливно-энергетических ресурсов;

- рациональное вложение государственных финансовых средств;

- обеспечение высокого уровня подготовки и эффективного использования кадрового потенциала страны.

Кроме того, роль государства в развитии инновационной деятельности важна в следующем аспекте. Рыночная экономика предполагает преобладание в промышленности негосударственных форм собственности у хозяйствующих субъектов над государственной собственностью. Такое положение может затормозить реализацию научно-технических достижений, поскольку главной задачей любого частного собственника является максимизация прибыли в наиболее краткие сроки, а любые вложения средств в инновационные разработки связаны с риском и отдачей в будущем периоде. Следовательно, сегодня государственная научно-техническая политика выступает существенным фактором стимулирования инновационных процессов.[1]

Механизмы государственного участия в создании благоприятного инновационного климата в экономике условно можно представить в виде трёх групп мероприятий:

- создание специальных финансовых инструментов государственной поддержки инновационной деятельности;

- разработка и реализация косвенных методов регулирования;

- формирование соответствующей инновационной инфраструктуры.

Среди финансовых инструментов государственного участия в создании благоприятного инновационного климата можно выделить два ключевых: финансирование через систему государственных научно-технических программ различного уровня и через специально созданные фонды. Существует достаточно широкий круг целевых научно-технических программ (например, ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» или «Программа развития инновационной инфраструктуры науки»). Этот круг, к сожалению, постоянно сокращается и переформируется, а эффективность использования финансовых средств из подобных фондов оставляет желать лучшего. Доступ к средствам подобных программ для отдельных научных учреждений и промышленных предприятий весьма непрост, если нет нужных связей с чиновниками в министерствах на федеральном и региональном уровнях. Доступу к средствам программ помогает также наличие влиятельных учёных и руководителей, способных добиться включения своих учреждений и предприятий в число исполнителей той или иной целевой программы.[3]

Среди специально созданных фондов наиболее значимыми и известными являются Российский Фонд Технологического Развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,

Региональный Фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга, Фонд поддержки промышленности при правительстве Санкт-Петербурга. В марте 2000 года с участием государства был создан первый Венчурный инновационный фонд для поддержки реализации достаточно рискованных проектов. Однако взаимодействие с фондами также сопряжено с рядом объективных и субъективных трудностей.

Косвенные меры стимулирования включают разработку и использование разумной и стабильной налоговой системы с рядом налоговых льгот, нормативно-правовое регулирование в области создания, передачи, защиты и охраны интеллектуальной собственности. Они предполагают также обеспечение благоприятных условий в законодательной, правовой сфере для формирования и осуществления деятельности структур, участвующих в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий. Это касается предприятий промышленности, малого бизнеса, научно-технических организаций, университетов, бизнес - инкубаторов, технопарков, технополисов, наукоградов и иных организаций.

Каждая из перечисленных тем заслуживает самостоятельного рассмотрения и серьёзного анализа ввиду своей актуальности и сложности использования в реальной деятельности, однако подобный анализ не входит в задачу данной статьи.[5]

Важным аспектом стимулирования инновационной деятельности является поиск и создание оптимальных форм организации научно-технического процесса и соответствующей инфраструктуры. За последние 50 лет в мире и 15 лет в России при участии и поддержке государства появился целый ряд новых форм организации инновационной деятельности, которые сегодня составляют основу необходимой инфраструктуры. К ним относятся: инкубаторы малого бизнеса, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, технопарки, технополисы. В отечественной и зарубежной литературе, которую авторам удалось найти и проанализировать, существуют различные формулировки содержания этих понятий и трактовки их особенностей. С точки зрения спектра оказываемых услуг названные структуры во многом пересекаются и даже дублируют друг друга. Однако существуют и серьёзные различия между ними, определяемые их членским составом, структурой, размерами, видами и объёмом выполняемых работ, и другими параметрами. Не вдаваясь в подробный анализ сходства и различий многообразия структур для проведения инновационной деятельности, скажем, что для реализации всего спектра мероприятий с участием промышленных предприятий (в частности, машиностроительных) наиболее приемлемым видом структуры можно принять технопарк.[10]

3. Создание и деятельность технопарков

Под технопарком (научно-технологическим парком) будем понимать юридическое лицо, имеющее научно-производственный территориальный комплекс. Главная задача комплекса состоит в формировании максимально благоприятной среды для объединения и эффективного использования интеллектуального, технического, организационного и финансового потенциалов входящих в технопарк участников (физических и юридических лиц) для развития наукоёмких инновационных фирм-клиентов.

Создание и деятельность технопарков необходимо рассматривать как инструмент для решения конкретных задач :

1) Внедрение наукоёмкой продукции и высокотехнологичных производств.

2) Сокращение жизненного цикла: научная разработка – внедрение – производство.

3) Выполнение функций бизнес-инкубаторов для субъектов малого предпринимательства.

4) Рациональное использование производственных мощностей и незагруженных площадей, создание новых рабочих мест для крупных промышленных предприятий, научных и проектных институтов, имеющих серьёзные проблемы в своей деятельности.

Технопарк – инициатива именно регионального, стратегического и долговременного плана. Там, где эта инициатива реализуется успешно, действительно происходит структурная перестройка промышленности, создаются новые рабочие места, формируется престижный имидж территории. Там, где к этой инициативе подходят формально, технопарки вырождаются в различные самостоятельные коммерческие структуры.[4]

Что же такое технопарк?

Во-первых, это площадка, оборудованная всем необходимым для становления и возмужания малых предприятий, осваивающих инновационные технологии. Всё необходимое для клиентов технопарка – это:

1. Производственные участки основных нужных направлений (технопарки, как правило, специализируются на ограниченном количестве направлений).

2. Помещения для монтажа и отладки опытного оборудования для новых технологий.

3. Помещения для офисных и иных непроизводственных нужд клиентов.

4. Коллективная система организационного обслуживания (телефон, факс, ксерокс, электронная почта, Интернет, бухгалтерия, кадровая служба, охрана, транспорт и т.д.).

5. Менеджерская поддержка предприятий (реклама, маркетинг продукции клиентов, помощь в решении внутренних оргвопросов, связь с поставщиками и другими контрагентами и др.).

Во-вторых, технопарк – это хозяйствующий субъект, обязательно самостоятельный, со своими финансами и полной властью ими распоряжаться, только в этом случае он будет заинтересован вести своё хозяйство прибыльно.

В-третьих, технопарк - это обязательно акционерное общество. Учредителями являются и владелец помещений, передаваемых технопарку, и банк, выделяющий первые средства на обустройство парка, и местные власти, заинтересованные в инновационном развитии региона. В число учредителей входит технический ВУЗ или университет, заинтересованный:

- в реализации собственных инноваций;

- в трудоустройстве или дополнительном заработке своих преподавателей и студентов;

- в переориентации научных программ в сторону рыночных отношений.[7]

Заключение

Итак, нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы большие вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.

В заключение следует сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Одной из причин снижения эффективности инноваций является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства.

Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностях практика решения научно-технических проблем в этих странах имеет общую основу — активное участие государства в проведении инновационной политики.

Список литературных источников

1.Абдукаримов В.И. Проблемы менеджмента инновационной деятельности и пути их решения на современном этапе развития России // Социально-экономические явления и процессы. – 2014 г.

2.Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т.Балабанов. – СПб: Питер, 2015 г.

3.Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и Ко, 2016 г.

4.Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / проф. О.И. Волков, доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015 г.

5.Гамидов, Г.С. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения / Г.С. Гамидов, Т.А. Исмаилов, И.Л. Туккель. - СПб., 2017 г.

6.Инновационная экономика. – М.: Наука, 2016 г.

7.Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия //Менеджмент в России и за рубежом. – 2015 г.

8.Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2014г.



9.Стрелкова, Л. В. Экономика и организация инноваций. Теория и практика / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: Юнити-Дана, 2016 г.

10.Яшин, С. Н. Анализ эффективности инновационной деятельности / С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев, С.А. Макаров. - М.: БХВ-Петербург, 2014 г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница