Арнайы пәндер сабақтарында көптілділік элементтерін енгізудің тиімді мәсілдері эффективные приёмы внедрения элементов полиязычия на уроках спецдисциплин



Скачать 63.71 Kb.
страница1/2
Дата22.11.2018
Размер63.71 Kb.
Название файлаЭффективные приёмы элементов полиязычия.docx
ТипСабақ
  1   2

АРНАЙЫ ПӘНДЕР САБАҚТАРЫНДА КӨПТІЛДІЛІК ЭЛЕМЕНТТЕРІН ЕНГІЗУДІҢ ТИІМДІ МӘСІЛДЕРІ
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИЯЗЫЧИЯ НА УРОКАХ СПЕЦДИСЦИПЛИН
Галунова А.В.

Қарағанды қ, «Қарағанды агротехникалық колледжі» КММ

арнайн пәнднер оқытушысы

Галунова А.В.

преподаватель спецдисциплин

КГУ «Карагандинский агротехнический колледж» г. Караганда


Бүгінгі таңда Қазақстан Р еспубликасында көп салалы білім беру-техникалық және кәсіптік білім беру жүйесіндегі басты бағыттардың бірі. Тек білім беру жүйесіғана тулғаным мәдени дамуы мен қалып тасуында маңызды кезең болып табылады.

Polycultural education in the Republic of Kazakhstan is one of the main directions in the system of technical professional education now days. The education is the most important stage in the process of formation and development of a multicultural personality.

Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе технического и профессионального образования. Именно образование является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности.
Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в своем Послании «Стратегия Казахстана -2050», называет Казахстан состоявшимся сильным и успешным государством. [1]

«Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан -2050». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. В современном мире, полиязычном и мультикультурном, как никогда актуальна проблема сопряженности языков, поиск эффективных и жизнеспособных программ в области языков по консолидации обществ. [2]

В связи с этим значимость и актуальность полиязычного образования, являющегося результатом внедрения идеи Президента о триединстве языков, не вызывают сомнения.

Именно полиязычие способно предоставить студенту благоприятную среду, обеспечивающую гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации его национально-культурных, этнических потребностей.

Несомненно, основой формирования поликультурной личности является полиязычие. Полиязычие рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки. Система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык – русский язык – английский язык. 

В современных условиях реализации Государственной программы полиязычия в системе образования РК может способствовать использование казахского и английского языков при обучении спецдисциплинам в колледже на отдельных структурных элементах урока.

Главной целью применения элементов полиязычия на уроках спецдисциплин (да и вообще в целом) является -  развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. 

 Современное профессиональное образование с переходом на новую модель образования нуждается в новом типе преподавателя - творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого - педагогической технологии, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим прогнозировать результат педагогической деятельности. Проблема становления и развития профессионализма является общественно - государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.

Перед преподавателями спецдисциплин, стоит задача сделать свои предметы интересными для всех, привить интерес к знаниям, помочь студентам раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность. Ведь именно на уроках спецдисциплин реализуется основное направление процесса воспитания в колледже: формирование казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно - нравственной, социально - активной личности.

Что же может сделать преподаватель спецдисциплин для развития полиязычия? Не так мало, как может показаться на первый взгляд. Приведу примеры из собственного опыта работы.

На уроках спецдисциплин включаю элементы (термины) спецтехнологии на казахском и английском языках. На начальном этапе предлагаю задания несложного, тренировочного по сути характера, как качественные, так и количественные, которые отражают специфику специальности и приспособлены к особенностям студентов.

Во-первых, это составление тематического словаря кулинарных терминов на трех языках с использованием интернет-переводчиков. Таким образом студенты не только развивают навыки работы с ПК, но и учатся ориентироваться в пространствеInternet. Например, при изучении темы «Основное и вспомогательное сырьё» студенты составляют такой словарь.

Ұн -Flour - Мука Бал- Honey - Мед

Жұмыртқа-Eggs -Яйца Ет- Meat -Мясо

Қант-Sugar - Сахар Нан- Bread -Хлеб

Далее студентам предлагаю составить классификацию по видам теста из различных терминов например:




Продукты для приготовления

заварного теста



Ашытқан қаттама қамыр

Products for preparing shortcake dough

масло

жұмыртқа

sugar









В целях активизации познавательного интереса и реализации межпредметной связи специальных дисциплин и гуманитарных рекомендую студентам подготовить кроссворды, ребусы о продуктах питания на казахском, английском и русском языках (в качестве домашнего задания). Это позволяет расширить кругозор будущих специалистов.

Также студентам предлагаю разработать меню, условия которого записаны на казахском, русском, английском языках.


  1. Таңғы асо, түстік, кешкі асқа ас мәзірін әзірму

  2. Использовать продукты с учётом детского питания

  3. Make menu in the "Birthday" style

После изучения разделов предлагаю студентам подготовить презентацию с использованием 3-х язычия, что позволяет в наглядной форме обобщить и систематизировать полученные знания.

       

Подготовка к таким урокам требует от преподавателя всесторонней предметной (по спецдисциплинам и по языкам) и методической работы, большой затраты времени. Но полиязычие на уроках спецдисциплин, несомненно, будет способствовать повышению мотивации к изучению предмета. Программа полиязычного обучения предусматривает создание новой модели образования. Знание казахского, английского и русского языков, делает молодежь более конкурентоспособной, а страна приобретает необходимый интеллектуальный потенциал. «Государственная программа развития образования РК на 2011-2020» ставит задачу внедрения полиязычия в систему образования.

Использование преподавателями инновационных методов, методов формирования интереса к обучению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.), методов формирования долга и ответственности в обучении (поощрение, одобрение, порицание и др.); внедрение в образовательный процесс преподавателями и студентами новых технологий (презентаций учебного материала, электронных пособий,  аудио- и видеоматериалов и пр.), активизируют процесс языкового обучения и способствуют эффективности усвоения казахского, русского и иностранных языков. Полиязычие- веление времени, и отвечать на это явление нужно творческим подходом, вдохновлением педагогов, без которых  не  достигнешь результата.

В заключение хотелось бы отметить, что для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности,  способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии необходимо поликультурное и  полиязычное образование.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница