Лекции по русскому языку могут быть прочитаны на темы «Культура речи в современном обществе»



Скачать 21.04 Kb.
страница1/2
Дата03.05.2018
Размер21.04 Kb.
Название файлаНаучно-популярный подстиль.docx
ТипЛекции
  1   2

Научно-популярный подстиль обслуживает процесс популяризации, распространения научной информации. Его задача - ознакомление адресата с определенной областью знаний и формирование первоначального познавательного интереса к явлениям этой области. Специфический признак такой речи – популярность, общедоступность изложения. Это связано с тем, что научно-популярный текст обращен к особому адресату, к так называемой широкой аудитории. Предмет речи в таком тексте представляет собой наиболее общие понятия, наиболее общие закономерности той или иной науки. Настолько общие, что они представляют интерес не только для специалистов. Так, например, научно-популярные лекции по русскому языку могут быть прочитаны на темы «Культура речи в современном обществе», «Плюсы и минусы реформы орфографии», « Язык современной публицистики» и под.

К основным языковым средствам научно-популярного подстиля, относятся термины, общенаучная лексика, употребляющиеся в научном и публицистическом стилях тропы, средства экспрессивного синтаксиса ( в том числе и фигуры речи), средства диалогизации речи. При этом данные единицы языка и речи функционируют иначе, чем в собственно научном подстиле. Так, использование в научно-популярной речи терминов обязательно сопровождается толкованием их значения («В течение многих веков лингвистика считалась частью филологии - науки, которая изучала тексты, прежде всего древние»1).

Тропы в научно-популярном изложении играют особую познавательную роль, оставаясь при этом средством речевой выразительности:


  • «Есть в языке целые категории слов, которым «закон не писан» ни в графике, ни в орфографии. Это слова иноязычного происхождения».

  • «Письмо справедливо сравнивают с одеждой, с платьем для языка, имея в виду, что письмо – это нечто внешнее, условное по отношению к языку. Но… это платье шьет хороший портной. Наша орфография – не случайный клубок правил и исключений, они удобно подогнана под язык, устроена разумно, на едином основании…»2

К наиболее актуальным для научно-популярного изложения средствам экспрессивного синтаксиса следует отнести антитезу, парцелляцию, сегментацию, введение вымышленной речи («Если спросить ученика-отличника, где корень в слове председатель, он почти наверняка сразу же, не думая, ответит: Сед3). Наиболее употребительные средства диалогизации – вопросно-ответные комплексы ( «Почему многозначность является универсальным средством любого языка? Это универсальный инструмент, позволяющий экономить языковые средства»4).

В научно-популярных текстах всегда много примеров, фактов, которые являются интересными, проблемными (и в силу этого легко запоминаются), одновременно ярко подтверждают те или иные теоретические положения. Приведение примеров обеспечивает конкретизацию содержания и поэтому является одним из приемов популяризации.

Еще один прием – аналогия, которая позволяет как бы “перевести” научное содержание на язык обыденного общения. Оба этих приема очевидны в следующем тексте:

«Представим себе конвейер. С конвейера все время сходят новые часы, только что собранные. Для этого нужны, во-первых, какие-то части, заранее заготовленные (они делаются не на этом конвейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам. Правила могут быть записаны, но важнее, что они есть в головах сборщиков. И правила для всех одинаковы: все сборщики собирают часы одного типа.

Некоторые часы (большинство) отвечают стандарту, идут точно, другие будут работать с капризами; встречается, наверное, и брак.

Этот конвейер с часами – аналогия речи. Речь – явление конкретное. В какую-то секунду Алексей Семенович Подушкин сказал: "Сейчас буду дрова колоть". Прибор записал звуки этого высказывания. Запись отразила индивидуальный голос Алексея Семеновича (густой бас с хрипотцой); он сказал сейчас как [ща]: "Ща буду дрова колоть" (это в живой речи встречается).

Чтобы быть понятым, Алексей Семенович должен все звуки, слова, грамматические конструкции строить по определенным правилам. Он может хорошо владеть правилами, но может и ошибаться (как сборщики на конвейере); он может одни приемы "сборки" предпочитать другим, а некоторые вообще не употреблять.

Речь – это производство конкретных высказываний, которые могут быть во всей своей конкретности записаны на магнитофон (звуковая сторона), вместе с ситуацией запечатлены звуковым стереокино (это даст ключ к значению высказывания). Речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительные и речевой аппарат человека).

А язык? Это те правила, по которым идет сборка, это тот план выбора нужных частей, которые используются как готовые, - они образованы тоже по каким-то правилам до речевого конвейера5».

Текст поясняет особенности языка и речи, показывает общее и различное между ними. Проведенная автором аналогия включает и пример( он выделен чертой). Пояснение примера, данное в следующем абзаце, обеспечивает обратный переход: от конкретизации к аналогии.

Аналогия, являясь конструктивным приемом, в научно-популярном тексте может быть и неразвернутой:

- «Язык так же независим от речи, как правила шахматной игры – от разыгрывания той или иной партии двумя соперниками. Язык – это правила лингвистической игры, то есть правила передачи и приема сообщений с помощью некоторой системы знаков. Все носители данного языка обязаны в своей языковой практике подчиняться этим правилам, если они хотят быть участниками эффективного общения» (Ю. Д. Апресян).

- «Зеркало, отражая предмет внешнего мира, остается само неизменным и равным себе. Оно не хранит, не вбирает в себя никаких отражений вещей. Слово – тоже отображающее устройство, но природа его другая. Оно существует лишь постольку, поскольку оно функционирует, то есть отображает нечто внешнее по отношению к себе. При этом оно отображает избирательно. Значение слова как языкового знака и есть его избирательная способность отображать какие-то определенные «вещи» (М. И. Черемисина).

Основные жанры научно-популярного подстиля - пособия для учащихся, энциклопедические словари, научно-популярная лекция. Выступление с научно-популярной лекцией – важный вид деятельности филолога. При ее подготовке следует иметь в виду, что лектор должен переработать содержание научного текста в “ содержание конкретной лекции, т.е. изменить форму изложения - композицию, стиль, язык”.6

Научно-популярная лекция, по словам Т.В.Шмелевой, предполагает «необязательность для адресата его роли», что и обусловливает огромную роль удерживающих внимание адресата изобразительно-выразительных средств в текстах этого жанра.



В настоящее время получает развитие особый жанр научно-популярного подстиля: научно-популярный комментарий. Предметом речи в данном жанре становится анализ существенных особенностей социально значимых событий. Это сближает научно-популярный комментарий с публицистическими жанрами и обусловливает применение в нем средств открытой авторской оценки предмета речи. Вместе с тем в подобных высказываниях реализуются задачи научно-популярного подстиля. Примером может служить научно-популярный комментарий закона о языка А. Митина ( текст закона подчеркнут):



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница