Методика изучения мотивов учебной деятельности



Дата09.10.2019
Размер55.2 Kb.
Название файлаМЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

Методика изучения мотивов учебной деятельности


 

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.



Обработка результатов 1 варианта. Определяется частота называ­ния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (группа, корпус, колледж и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки _______



Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Количество называний мотива

















































Частота называний мотива

















































Ранг мотива


















































Обработка результатов 2 варианта. Подсчитывается среднее арифме­тическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение). Результаты заносятся в форму 2. Дополнительным достоинством данного варианта методики является то, что он дает возможность использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.

 

Форма 2

Название обследуемой выборки________

Объем выборочной совокупности _______



Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Среднее значение оценки мотива

















































Стандартное отклонение

















































  Литература

Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.

Ковалев В. Л. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.,1983.

Матюшкин А. М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового общения // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся М., 1980.

Реан А. А. Рефлексивно - перцептивный анализ в деятельности педагога // Вопросы психологии 1990. № 2.

Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем. М., 1986.

Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М.. 1994.
Вариант I

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наи­более значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

СПИСОК МОТИВОВ

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной дея­тельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.


Вариант II

Инструкция. Оцените приведенные в списке мотивы учеб­ной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов— максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них!

Список мотивов (приведен выше).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница