Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения



Скачать 47.36 Kb.
Дата11.06.2019
Размер47.36 Kb.
Название файлаМировоззрение.docx

Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения. 

Мировоззрение – это совокупность обобщенных чувствований, интуитивных представлений, теоретических взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира, место человека в нем, и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, действия людей.

Ключевой вопрос мировоззрения – это вопрос об отношении человека к миру во всех возможных его измерениях: обыденном, духовно-практическом, теоретическом. Мировоззрение есть, главным образом, духовно-практическое отношение человека к миру, хотя оно не исключает практической и теоретической составляющих.

В мировоззрении выделяются различные элементы и уровни. К важнейшим элементам структуры мировоззрения относят:

– знания, представления, убеждения (информационно-теоретическая сторона);

– нормы, оценки, ценности, идеалы (аксиологическая сторона);

– чувства, эмоции, переживания (чувственно-аффективная сторона);

– воля, поступки, программа поведения (праксеологическая сторона).

Мировоззрение, таким образом, включает не только мироощущение, мировосприятие, но и миропонимание, в том числе – убеждения, т.е. уверенность человека в истинности полученных знаний, в правоте своих жизненных позиций. Наличие убеждений – один из показателей социальной зрелости личности, ее причастности к жизни конкретного общества. Следует подчеркнуть, что мировоззренческая зрелость не ограничена уровнем духовного освоения мира, но выступает основой регулирования поведения человека. Таким образом, вся компонентная полнота мировоззрения воплощается в жизненной стратегии человеческой личности.

Субъектами (носителями) мировоззрения являются человек, социальная группа, народ и человечество. В связи с этим, важно иметь в виду, что существуют различные формы выражения мировоззрения в культуре. Это – пословицы, поговорки, житейские афоризмы, художественные образы, научные формулировки и философские обобщения. В этих формах актуализирован разнообразный познавательный, житейский, религиозный, художественный, практический опыт освоения людьми мира, в котором они живут.

В связи с эволюцией социокультурной жизни человечества мировоззрение, им вырабатываемое, уместно подразделить на исторические типы. К ним относятся: мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения. Они отражают различную глубину проникновения людьми в сущность природных и социальных явлений, а также – в тайну самого человека.

Мифология – самая ранняя форма восприятия человеком природного мира и своего социального окружения. В основе мифологического мировоззрения лежит миф (от греч. μύJος – сказание, предание). Мифология сложилась в первобытном обществе, но в период его разложения породила из себя такие типы мировоззрения, как религия, философия, искусство, наука. Однако мифология не исчезает, а модифицируется в современном обществе в новые мифы.



Миф выполняет следующие функции:

– этиологическую (объяснение всего многообразия природных и социальных явлений из первопричины);

– символизации реальности (наделение сверхъестественными свойствами некоторых героев, народов, явлений через символ);

– легитимации (оправдание существующего социального порядка);

– идентификации (отождествление человека со своей социальной группой) и др.

Религиозное мировоззрение является вторым историческим типом. Его специфика задается комплексом верований и культовых действий, которые сложились в древнем мире наряду с мифом. Религия (от лат. religio – благочестие, святость; восходит к глаголу religare – связывать, соединять) является совокупностью верований и символических действий, обращенных к сверхъестественному существу (Богу или богам) с целью оптимизации земного человеческого бытия для последующего перехода в потусторонний мир.

Основным признаком религиозного мировоззрения считается идея удвоения мира на земной, временный, несовершенный, с одной стороны, и небесный, вечный идеальный – с другой. При этом именно потусторонний мир выступает причиной и конечной целью жизни религиозного человека. Способом освоения этого мира и ориентации в мире земном является вера.

Среди функций религии следует указать, в частности, на:

– компенсаторную (вселение надежды на будущее воздаяние в потустороннем мире за тяготы земной жизни);

терапевтическую (помощь в установлении недугов души и забота об их исцелении);

интегрирующую (объединение, сплочение верующих одной конфессии вокруг религиозных ценностей);

коммуникативную (распространение религиозных ценностей среди других субъектов общественной жизни);

регулятивную (упорядочивание отношений между верующими с помощью религиозных ценностей);

воспитательную (приобщение к нравственным идеалам данной религии новых поколений) и др.

Высшим историческим типом мировоззрения является философское мировоззрение. Отличительной чертой философии является не столько предмет размышлений, сколько способ осмысления мира посредством теоретического его постижения, когда главными приемами становятся рациональное обоснование, доказательство, аргументация, что стало исходным пунктом и формой развития философского знания. Теоретическое знание связано с постижением сущности, оно выражено не в образах и символах, а в логических понятиях. Именно в этом обнаруживается общность философии и науки.

В отличие от мифологии, религии и философии, специальные науки не ставят своей целью производство мировоззренческого знания. Но, исследуя конкретные области действительности, наука вырабатывает определенные мировоззренческие знания в качестве побочного продукта. Иными словами, наука не решает напрямую мировоззренческих вопросов, хотя и способствует их актуализации.

Каждый из названных исторических типов мировоззрения не существует в «чистом» виде, а включает в себя элементы других типов. При всём различии мифологического, религиозного и философского типов мировоззрений (по содержанию, способу отражения действительности и т.д.) все они решают общие задачи в специфических формах, на разных уровнях знаний и в различных исторических условиях:

1) стремятся дать целостное обобщённое представление о мире, человеке и их взаимоотношениях;

2) культивируют определённую систему ценностей;

3) вырабатывают обобщенные чувствования, эмоции, представления;



4) формируют поведенческие установки и регулятивы практической деятельности.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница