Программа Кемеровской области "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области"



Скачать 316.99 Kb.
Дата20.05.2018
Размер316.99 Kb.
Название файлаГосударственная программа Кемеровской области.docx
ТипПрограмма

Государственная программа Кемеровской области "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области" на 2014 - 2020 годы

Утверждена


постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 25 октября 2013 г. N 464


(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.04.2017 N 147, от 04.07.2017 N 340, от 18.08.2017 N 429от 09.11.2017 N 590от 27.12.2017 N 662от 27.02.2018 N 62)

Паспорт государственной программы Кемеровской области "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области" на 2014 - 2020 годы







Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) Е.А.Жидкова

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области

Исполнители Государственной программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;

управление ветеринарии Кемеровской области;

управление государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кемеровской области

Перечень подпрограмм Государственной программы

1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.

2. Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов.

3. Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.

4. Стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции.

5. Поддержка малых форм хозяйствования.

6. Устойчивое развитие сельских территорий.

7. Обеспечение реализации Государственной программы

Цели Государственной программы

Ускорение темпов экономического роста агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность Кемеровской области, на основе повышения ее конкурентоспособности;

увеличение производства продукции растениеводства, ее переработки, расширение ассортимента;

сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

стимулирование роста производства продукции животноводства, повышение конкурентоспособности продукции животноводства;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства;

повышение эффективности производства, в том числе за счет научных исследований и формирования кадрового потенциала, в агропромышленном комплексе Кемеровской области;

увеличение производства и сбыта сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования агропромышленного комплекса Кемеровской области;

создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти Кемеровской области и бюджетных учреждений Кемеровской области в сфере развития агропромышленного комплекса

Задачи Государственной программы

Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

создание условий для дальнейшего роста производства продукции растениеводства агропромышленного комплекса. Развитие элитного семеноводства. Повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли растениеводства;

систематическое воспроизводство природного плодородия почв; организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв;

увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства. Развитие племенного животноводства. Обеспечение круглогодичного получения эмбрионов крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом; обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли региона. Повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли животноводства. Государственная поддержка производства молока. Обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении и охрана здоровья населения;

создание условий для сохранения стойкого эпизоотического благополучия животноводства Кемеровской области;

стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техники, в том числе высокотехнологичной.

Поддержка агропромышленного комплекса Кемеровской области, научных исследований и подготовка кадров для сельского хозяйства;

повышение доступности кредитования малых форм хозяйствования. Создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности и повышения уровня доходов сельского населения;

улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, стимулирование инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности и развитию сельских территорий; повышение доступности и качества оказания государственными бюджетными учреждениями государственных услуг в сфере сельского хозяйства, а также развитие материально-технической базы указанных учреждений. Обеспечение эффективного управления в сфере развития агропромышленного комплекса

(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2017 N 662)

Срок реализации Государственной программы

2014 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего средств на реализацию Государственной программы на 2014 - 2020 годы - 127 605 160 тыс. рублей,

из них:

на 2014 год - 16 598 699,7 тыс. рублей;

на 2015 год - 15 135 022,5 тыс. рублей;

на 2016 год - 21 545 308,1 тыс. рублей;

на 2017 год - 17 600 066,2 тыс. рублей;

на 2018 год - 19 102 189,1 тыс. рублей;

на 2019 год - 18 398 946,7 тыс. рублей;

на 2020 год - 19 224 927,7 тыс. рублей.

Средства областного бюджета на 2014 - 2020 годы - 4 752 373,1 тыс. рублей,

из них: на 2014 год - 958 472,3 тыс. рублей;

на 2015 год - 723 727,7 тыс. рублей;

на 2016 год - 571 177,9 тыс. рублей;

на 2017 год - 584 191,5 тыс. рублей;

на 2018 год - 639 167,8 тыс. рублей;

на 2019 год - 637 868 тыс. рублей;

на 2020 год - 637 767,9 тыс. рублей.

Иные не запрещенные законодательством источники на 2014 - 2020 годы - 122 852 786,9 тыс. рублей,

из них:

на 2014 год - 15 640 227,4 тыс. рублей;

на 2015 год - 14 411 294,8 тыс. рублей;

на 2016 год - 20 974 130,2 тыс. рублей;

на 2017 год - 17 015 874,7 тыс. рублей;

на 2018 год - 18 463 021,3 тыс. рублей;

на 2019 год - 17 761 078,7 тыс. рублей;

на 2020 год - 18 587 159,8 тыс. рублей;




в том числе:

федеральный бюджет - 5 556 475,7 тыс. рублей;

из них:

на 2014 год - 957 939,9 тыс. рублей;

на 2015 год - 897 269,6 тыс. рублей;

на 2016 год - 818 077,4 тыс. рублей;

на 2017 год - 628 880 тыс. рублей;

на 2018 год - 649 495,6 тыс. рублей;

на 2019 год - 771 934,4 тыс. рублей;

на 2020 год - 832 878,8 тыс. рублей;

местный бюджет - 196 611,2 тыс. рублей,

из них:

на 2014 год - 7 110,5 тыс. рублей;

на 2015 год - 8 537,1 тыс. рублей;

на 2016 год - 19 812,8 тыс. рублей;

на 2017 год - 19 282,7 тыс. рублей;

на 2018 год - 56 414,7 тыс. рублей;

на 2019 год - 35 104,9 тыс. рублей;

на 2020 год - 50 348,5 тыс. рублей;

средства юридических и физических лиц - 117 099 700 тыс. рублей,

из них:

на 2014 год - 14 675 177 тыс. рублей;

на 2015 год - 13 505 488,1 тыс. рублей;

на 2016 год - 20 136 240 тыс. рублей;

на 2017 год - 16 367 712 тыс. рублей;

на 2018 год - 17 757 111 тыс. рублей;

на 2019 год - 16 954 039,4 тыс. рублей;

на 2020 год - 17 703 932,5 тыс. рублей

(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2017 N 662)

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

Реализация Государственной программы позволит обеспечить:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах, процентов к предыдущему году):

2014 год - 102,7 процента;

2015 год - 101,4 процента;

2016 год - 100,1 процента;

2017 год - 101,7 процента;

2018 год - 101 процент;

2019 год - 101,4 процента;

2020 год - 100,5 процента;

индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах, процентов к предыдущему году):

2014 год - 104,7 процента;

2015 год - 104,1 процента;

2016 год - 99 процентов;

2017 год - 102,7 процента;

2018 год - 101,1 процента;

2019 год - 101,2 процента;

2020 год - 100,2 процента;

индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах, процентов к предыдущему году);

2014 год - 101 процент;

2015 год - 101,8 процента;

2016 год - 101 процент;

2017 год - 100,9 процента;

2018 год - 100,9 процента;

2019 год - 101,6 процента;

2020 год - 100,7 процента;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (в сопоставимых ценах, процентов к предыдущему году):




2014 год - 104,1 процента;

2015 год - 100 процентов;

2016 год - 75 процентов;

2017 год - 100 процентов;

2018 год - 101 процент;

2019 год - 103 процента;

2020 год - 105 процентов;

темп роста производительности труда в сельском хозяйстве (процентов к предыдущему году):

2014 год - 102,8 процента;

2015 год - 106,4 процента;

2016 год - 103 процента;

индекс производительности труда в сельском хозяйстве (процентов к предыдущему году):

2017 год - 101 процент;

2018 год - 101,5 процента;

2019 год - 102 процента;

2020 год - 102,5 процента;

темп роста среднемесячной реальной заработной платы в сельском хозяйстве (процентов к предыдущему году):

2014 год - 103,8 процента;

2015 год - 100,5 процента;

2016 год - 103,2 процента;

2017 год - 101,5 процента;

2018 год - 102 процента;

2019 год - 102,5 процента;

2020 год - 102,7 процента;

среднемесячная реальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства):




2014 год - 12590 рублей;

2015 год - 13127 рублей;

2016 год - 12600 рублей;

2017 год - 14084 рублей;

2018 год - 14600 рублей;

2019 год - 15000 рублей;

2020 год - 15500 рублей;

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства):

2017 год - 20100 рублей;

2018 год - 21000 рублей;

2019 год - 21559 рублей;

2020 год - 23714 рублей;

создание новых рабочих мест в сельском хозяйстве:

2014 год - 975 единиц;

2015 год - 1000 единиц;

2016 год - 820 единиц;

2017 год - 1050 единиц;

2018 год - 1050 единиц;

2019 год - 1100 единиц;

2020 год - 1150 единиц;

количество высокопроизводительных рабочих мест:

2017 год - 0,995 тыс. единиц;

2018 год - 1,015 тыс. единиц;

2019 год - 1,034 тыс. единиц;

2020 год - 1,034 тыс. единиц;

развитие отраслей растениеводства:

валовой сбор зерновых и зернобобовых в хозяйствах всех категорий:

2014 год - 1077,1 тыс. тонн;

2015 год - 1000,0 тыс. тонн;

2016 год - 937,8 тыс. тонн;

2017 год - 1063,0 тыс. тонн;

2018 год - 1090,8 тыс. тонн;

2019 год - 1120,6 тыс. тонн;

2020 год - 1140,4 тыс. тонн;

предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий:

2014 год - 10 тыс. гектаров;

2015 год - 10 тыс. гектаров;

2016 год - 10 тыс. гектаров;

2017 год - 10 тыс. гектаров;

2018 год - 10 тыс. гектаров;

2019 год - 10 тыс. гектаров;

2020 год - 10 тыс. гектаров;

развитие животноводства:

производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (живой вес):




2014 год - 126,6 тыс. тонн;

2015 год - 131,3 тыс. тонн;

2016 год - 135,0 тыс. тонн;

2017 год - 137,4 тыс. тонн;

2018 год - 138,2 тыс. тонн;

2019 год - 141,8 тыс. тонн;

2020 год - 142,1 тыс. тонн;

объем производства молока в хозяйствах всех категорий:

2014 год - 365,0 тыс. тонн;

2015 год - 376,0 тыс. тонн;

2016 год - 383,5 тыс. тонн;

производство молока в сельскохозяйственных организациях крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей:

2017 год - 178 тыс. тонн;

2018 год - 179 тыс. тонн;

2019 год - 180 тыс. тонн;

2020 год - 181 тыс. тонн;

количество полученных эмбрионов крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом продуктивности молочного стада;

2014 год - 1400 штук;

2015 год - 300 штук;

2016 год - 310 штук;

2017 год - 330 штук;

2018 год - 350 штук;

2019 год - 400 штук;

2020 год - 400 штук;

доля выполнения плановых показателей ремонтных работ зданий и сооружений ветеринарных лабораторий от общего количества, утвержденного на год:

2014 год - 100 процентов;

2015 год - 100 процентов;

2016 год - 100 процентов;

2017 год - 100 процентов;

2018 год - 100 процентов;

2019 год - 100 процентов;

2020 год - 100 процентов;

доля приобретенного на основании государственных контрактов оборудования для ветеринарных лабораторий от общего количества, утвержденного на год:




2014 год - 100 процентов;

2015 год - 100 процентов;

2016 год - 100 процентов;

2017 год - 100 процентов;

2018 год - 100 процентов;

2019 год - 100 процентов;

2020 год - 100 процентов;

энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 гектаров посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин):

2014 год - 158 л. с.;

2015 год - 159 л. с.;

2016 год - 160 л. с.;

2017 год - 161 л. с.;

2018 год - 162 л. с.;

2019 год - 163 л. с.;

2020 год - 164 л. с.;

устойчивое развитие сельских территорий:

ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, всего:

2014 год - 3,978 тыс. кв. метров;

2015 год - 1,800 тыс. кв. метров;

2016 год - 2,173 тыс. кв. метров;

2017 год - 1,740 тыс. кв. метров;

2018 год - 5,900 тыс. кв. метров;

2019 год - 5,500 тыс. кв. метров;

2020 год - 5,170 тыс. кв. метров;

обеспеченность сельского населения питьевой водой:

2014 год - 70 процентов;

2015 год - 71 процент;

2016 год - 72 процента;

2017 год - 73 процента;

2018 год - 73 процента;

2019 год - 74 процента;

2020 год - 74 процента;

уровень газификации домов (квартир), расположенных в сельских населенных пунктах, сетевым газом:

2014 год - 0,4 процента;

2015 год - 0,4 процента;

2016 год - 0,4 процента;

2017 год - 0,4 процента;



2018 год - 0,5 процента;

2019 год - 0,5 процента;

2020 год - 0,5 процента

1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем

Агропромышленный комплекс - совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

Главная задача агропромышленного комплекса - обеспечение населения продовольствием.

Роль и место агропромышленного комплекса в экономике Кемеровской области необходимо оценивать адекватно целям и задачам, отводимым ему общегосударственной политикой. Агропромышленный комплекс сочетает систему функций, имеющих право на признание его приоритетным сектором экономики области. Такой подход предусматривает обеспечение устойчивого развития той сферы материального производства, которая является первой жизненной необходимостью для каждого члена общества независимо от материального и социального положения.

Программа предусматривает систему мер, представляющих собой комплекс взаимосвязанных специальных организационно-технологических, производственных и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым обеспечением, направленных на обеспечение продовольственной безопасности.

Сельское население составляет только 3 процента населения региона, но они обеспечивают Кемеровскую область на 100 процентов хлебом, яйцом, картофелем. Уровень обеспеченности продуктами собственного производства составляет: молоком - 68 процентов, мясом - 70 процентов.

На протяжении нескольких лет уровень цен на продукцию сельского хозяйства остается на неизменном уровне, а стоимость ресурсов, необходимых для производства продукции, увеличивается, в связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители имеют низкий уровень доходности.

В 2015 году сельскохозяйственные организации получили 3 013,3 млн. рублей прибыли с учетом государственной поддержки в объеме 795 млн. рублей. Доля убыточных хозяйств составила 9,1 процента. Совокупный уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций составил 12,3 процента. Основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеет собственных ресурсов и возможности пользоваться коммерческими кредитами для осуществления своей деятельности. Для расширенного воспроизводства необходимо иметь минимум 25 процентов рентабельности. Поэтому одним из главных направлений повышения устойчивого роста сельского хозяйства является повышение его доходности.

В сельскохозяйственном обороте находится 2 млн. 383 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 25 процентов площади земельных ресурсов Кузбасса.

Земельный фонд региона по размерам и качеству является его стратегическим преимуществом, а плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет базовую ценность земли, определяющую уровень производительности труда и стоимость произведенного продукта.

Вместе с тем сегодня продолжается снижение плодородия земель, вынос питательных веществ с урожаем. В связи с резким сокращением применения органических и минеральных удобрений наблюдается снижение содержания гумуса, обменного калия и подвижного фосфора, отмечается начало деградации почв.

По результатам агрохимического обследования площадь кислых почв на пашне составляет 56 процентов (825,2 тыс. гектаров). Из них в первоочередном известковании нуждаются 226,2 тыс. гектаров, в поддерживающем известковании - 605 тыс. гектаров пахотных земель. Проведение этой работы позволит коренным образом улучшить основные свойства почвы: восстановить структуру, водно-воздушный режим, повысить ее биологическую активность, усилить образование усвояемых форм элементов питания. В целом улучшится агроэкологическая обстановка.

Проведение комплекса агрохимических, гидромелиоративных и агролесомелиоративных мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий проводится их систематическое обследование, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.

При расчете прогнозных объемов агрохимических мероприятий учтены потенциально возможные объемы производства сельскохозяйственной продукции к 2013 году и нормативы выноса элементов питания сельскохозяйственными культурами в расчете на одну тонну урожая.

Важнейшим фактором обеспечения воспроизводства плодородия почв является оросительная и осушительная мелиорация в сочетании с агрохимическими, агролесомелиоративными мероприятиями. Только при этих условиях обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, по состоянию на 01.01.2016 в Кемеровской области имелось 30,7 тыс. гектаров мелиорированных земель, в том числе 21,6 тыс. гектаров орошаемых и 9,1 тыс. гектаров осушенных.

Исходя из состояния мелиорируемых земель, подлежат переводу в немелиорируемые земли 16,8 тыс. гектаров, из них орошаемые земли - 12,5 тыс. гектаров, осушенные земли - 4,4 тыс. гектаров.

Для приведения в рабочее состояние мелиорируемых земель требуется проведение работ по реконструкции, ремонту и восстановлению мелиоративных систем на площади 23,7 тыс. гектаров, в том числе оросительных систем на площади 19 тыс. гектаров и осушенных на площади 4,7 тыс. гектаров.

Учитывая сложившееся состояние мелиорированных земель, необходимы реконструкция и восстановление действующих оросительных систем, используемых для производства овощей, картофеля и кормов, а также утилизации животноводческих стоков. Ремонтно-восстановительные работы на мелиоративных системах позволят улучшить работоспособность оросительных систем, обеспечить безопасность гидротехнических сооружений, сохранить число рабочих мест. Исполнение намеченных мероприятий позволит реконструировать и восстановить поливные земли на площади 1,1 тыс. гектаров.

Агролесомелиорация рассматривается как важная государственная задача, способная решить в комплексе с гидротехническими, агротехническими и другими приемами проблемы сохранения и восстановления плодородия почв агроландшафтов.

Создание лесных насаждений гарантированно обеспечивает повышение урожайности зерновых на 18 - 25 процентов, технических - на 20 - 26 процентов и кормовых культур - до 40 процентов.

Немало первоочередных задач требуется решить и для дальнейшего развития животноводства.

Животноводческие комплексы области, построенные в большей массе в середине 60-х годов, сегодня совершенно не соответствуют технологическим требованиям по светообеспеченности, вентиляции, возможности использования современной кормораздаточной техники. Ограниченные по площади скотоместа не позволяют содержать высокопродуктивный скот большого размера и массы. Ограниченность пространства не позволяет в полной мере обеспечить ввод нетелей, что сдерживает рост поголовья коров. В целом использование устаревших под воздействием неблагоприятных условий животноводческих комплексов может привести к техногенной катастрофе.

В связи с тем, что молочное животноводство является приоритетной отраслью агропромышленного производства, особенно в условиях нашей области с высокой насыщенностью городского населения, при условии устранения диспаритета цен, а также коренной технологической перестройки оно может стать одним из источников формирования инвестиционного потенциала аграрного сектора.

Для стабилизации отрасли животноводства, в частности молочного скотоводства, предпринимаются определенные шаги. Проводится перевод его на ресурсосберегающие технологии. В сельскохозяйственных организациях построены новые современные помещения, проводится реконструкция под беспривязное круглогодовое стойловое содержание коров с доением в доильных залах. В новых комплексах возросла нагрузка на оператора машинного доения с 50 до 150 - 200 коров.

В 50 процентах хозяйств проведена замена морально устаревшего доильного оборудования на современное высокотехнологичное.

Происходят позитивные перемены в кормоприготовлении и кормопроизводстве. Более чем в 60 процентах хозяйств на раздаче кормов работают мобильные кормосмесители, кормораздатчики.

На полях работает свыше 90 кормоуборочных комбайнов, в том числе 48 высокопроизводительных класса "Ягуар" и свыше 80 кормозаготовительных комплексов "Сенаж в упаковке".

Для обеспечения намечаемой продуктивности дойного стада планируется заготавливать не менее 40 центнеров кормовых единиц.

В структуре кормовых культур ежегодно будут наращиваться объемы белковых и сахаросодержащих культур (клевера, люцерны, кормовых бобов, рапса, райграса, проса). Для повышения усвояемости кормов, снижения их расхода предполагается ежегодно приобретать мобильные кормораздатчики "миксеры".

В 2013 году введена первая очередь современного животноводческого комплекса на 2100 коров, одной из задач которого является разведение высокоценных животных, способных в местных условиях кормления и содержания давать высокую продуктивность при минимальных затратах труда и средств.

С привлечением средств регионального бюджета в 2014 - 2016 годах введена в эксплуатацию первая очередь 2 животноводческих комплексов, на 2017 - 2020 годы запланировано строительство 3 коровников.

Общее увеличение производства продукции животноводства невозможно без организации племенного дела, так как основы продуктивности животных связаны с генетически заложенными задатками в процессе выведения породы.

Внедрение в практику воспроизводства сельскохозяйственных животных метода трансплантации эмбрионов - это одно из важнейших средств ускорения качественного улучшения и более полного использования генетических ресурсов маточного поголовья в молочном скотоводстве.

Основная цель трансплантации эмбрионов - получить от донора наибольшее количество телят, обладающих генетическими возможностями предков.

Трансплантация эмбрионов позволит значительно увеличить число потомков от лучших коров и создать наиболее однородное, однотипное стадо высокопродуктивных животных в более короткий срок.

Планируется ежегодное получение более 300 эмбрионов и около 160 телят. За три года планируется реализовать племенным хозяйствам 200 эмбрионов.

При нынешних условиях, когда удельный вес высокоценных коров весьма низкий, данную технологию целесообразно применить в качестве инструмента для ускоренного воспроизводства племенного маточного поголовья.

Принимаемые меры позволят в ближайшие годы поставить на поток производство эмбрионов и закрыть потребность хозяйств области в племенном молодняке, а также реализовать излишки за пределы региона.

Наряду с увеличением производства молока в общественном секторе проводится работа по развитию личных подсобных хозяйств населения.

С целью вовлечения личных подворий в активный процесс сельхозпроизводства, повышения благосостояния крестьян и решения социальных проблем в области получило развитие создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В 2016 году кооперативами закуплено 17 тыс. тонн молока у населения. На каждый сданный через систему кооперативов килограмм молока владельцу ЛПХ выплачивается из областного бюджета от 1 рубля в зимний стойловый период до 2 рублей в летний стойловый период. Кроме того, ежегодно из областного бюджета выделяются средства на текущую модернизацию сельскохозяйственных кооперативов. Проделанная работа позволяет увеличить валовое производство молока, обеспечивает доступность личных подсобных хозяйств для реализации произведенного ими молока.

Наряду с производством молока, мяса в Кемеровской области активно развивается рыбохозяйственная отрасль.

Чтобы обеспечить население живой (свежей) рыбой, доля которой в рационе питания должна составлять не менее 20 процентов, необходимо развитие в регионе сельскохозяйственного рыбоводства.

Необходимость развития также обусловлена:

резким снижением запасов ценных видов рыб в естественных водоемах;

удаленностью региона от основных мест промыслового вылова рыбы;

наличием производственной базы, это более 1000 водных объектов (прудов) комплексного использования, пригодных для разведения рыбы;

созданием рабочих мест для сельского населения, решением социально-экономических проблем сельских поселений;

повышением спроса на продукцию сельскохозяйственного рыбоводства в регионе;

повышением доходов и улучшением рациона питания населения;

рациональным и комплексным использованием сельскохозяйственных земель, покрытых водой (прудов), в интеграции рыбоводства с другими видами сельскохозяйственного производства;

необходимостью обеспечения населения живой (свежей) рыбой.

Учитывая высокую перспективность рыбоводства, в 80-х годах в Кемеровской области было развернуто масштабное строительство рыбоводных прудовых хозяйств, общая площадь прудов которых превысила 2 тыс. гектаров.

На основе развития промышленного производства прудового, индустриального и пастбищного рыбоводства в середине 80-х годов Кузбасс занимал одно из ведущих мест в России по производству товарной продукции. Производство товарной рыбы достигало 2,5 тыс. тонн в год.

В рыбохозяйственный комплекс Кемеровской области входили 5 индустриальных хозяйств на теплых водах, выращивавших товарную рыбу круглый год, и 5 крупных полносистемных прудовых хозяйств.

При переходе на рыночные отношения и смене собственника произошло резкое снижение производства товарной продукции.

Из 5 индустриальных рыбоводных хозяйств в рабочем состоянии осталось только одно, а также несколько прудовых хозяйств. В 1996 году в Кемеровской области не было реализовано ни одной тонны товарной рыбы.

По природным условиям Кемеровская область обладает широкими возможностями для развития сельскохозяйственного рыбоводства.

Слабовсхолмленный рельеф и обилие водоисточников обеспечивают возможность широкомасштабного использования прудов. При этом вода во всех водоисточниках по своим физико-химическим свойствам пригодна для рыбоводства. В целом, учитывая характеристики естественных водоемов Кемеровской области, обеспечить высокий уровень производства продукции сельскохозяйственного рыбоводства можно только за счет прудовых хозяйств и рыбоводных хозяйств, использующих сбросные теплые воды промышленных предприятий.

В Кемеровской области имеется 11 тепловых электростанций. По химическому составу вода на тепловых электростанциях пригодна для выращивания рыбы.

В последние годы рыбохозяйственным организациям Кемеровской области удалось переломить негативные тенденции в отрасли и обеспечить ежегодный рост объемов производства продукции сельскохозяйственного рыбоводства.

Под товарное рыбоводство на территории области выделено 88 рыбоводных участков. В настоящее время в рабочем состоянии находятся 1 индустриальное и 14 прудовых рыбоводных хозяйств.

Кемеровская область имеет мощный инкубационный цех, выдающий несколько миллионов личинок в год. Есть маточное поголовье по всем видам растительноядных рыб (ООО "Беловское рыбное хозяйство").

Основными объектами выращивания в рыбоводных хозяйствах региона являются: толстолобик, карп, канальный сом, белый амур, форель, осетр, веслонос.

Реализация всех мероприятий в области животноводства невозможна без осуществления контроля за ветеринарным обеспечением устойчивого эпизоотического благополучия Кемеровской области.

Угроза заноса и распространения карантинных и особо опасных инфекционных болезней животных в современных условиях хозяйствования существует постоянно. Этому способствует, с одной стороны, расширение торговых связей, возросший уровень грузовых и пассажирских перевозок, развитие международных связей на региональном уровне, миграция населения, в том числе из регионов, неблагополучных по особо опасным инфекционным болезням людей и животных, с другой стороны - обострение эпизоотической ситуации по особо опасным инфекционным болезням в странах ближнего и дальнего зарубежья, сложная ветеринарно-санитарная обстановка в субъектах Российской Федерации.

В условиях распространения на территории Российской Федерации вируса африканской чумы свиней необходимо провести комплекс мероприятий по недопущению заноса и ликвидации вируса африканской чумы свиней:

(абзац введен постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2017 N 662)

охрана свиноводческих предприятий всех форм собственности от заноса вируса африканской чумы свиней;

(абзац введен постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2017 N 662)

перевод свиноводческих хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, не имеющих высокого зоосанитарного статуса (компартмент) на альтернативные виды животноводства;

(абзац введен постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2017 N 662)

организация мобильных постов, широкомасштабное информирование через электронные средства массовой информации об опасности африканской чумы свиней;

(абзац введен постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2017 N 662)

приобретение специализированного автотранспорта и оборудования, дезинфекционных средств и препаратов, средств индивидуальной защиты.

(абзац введен постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2017 N 662)

Осуществление государственного ветеринарного контроля и проведение противоэпизоотических мероприятий способствует выполнению мероприятий по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства.

На территорию Кемеровской области ввозится продукция животноводства, которая не всегда безопасна в ветеринарном отношении. В настоящее время вызывает обеспокоенность эпизоотическая ситуация по заболеваниям животных опасными заразными болезнями. Для проведения своевременной диагностики, а также обеспечения эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности и контроля безопасности производимой на территории области и ввозимой продукции животноводства необходимо проведение реконструкции зданий и сооружений ветеринарных лабораторий, их оснащение современным лабораторным оборудованием.

Осуществление предложенных мер по увеличению производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки возможно лишь при глубокой модернизации и техническом переоснащении отрасли.

Недоступность кредитных ресурсов и недостаточность собственных оборотных средств значительно затрудняют задачу технического перевооружения. В существующих экономических условиях приобретение новой высокотехнологичной техники и оборудования возможно лишь при привлечении средств государственной поддержки.

В результате осуществляемых мероприятий на полях Кемеровской области работает 353 посевных комплекса, благодаря чему внедряются ресурсосберегающие технологии в растениеводстве на площадях более 570 тыс. гектаров. Это позволяет сократить материальные и трудовые ресурсы. Увеличивается применение современных технологий по заготовке качественных кормов прессованной зеленой массы в рулоне с обмоткой (консервацией) пленкой.

С ростом количества единиц используемой в агропромышленном комплексе техники необходимо усиление контроля за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

В связи с интенсивным внедрением энергосберегающих технологий в хозяйствах Кемеровской области за последние годы уменьшились расходы горюче-смазочных материалов, потребление электрической энергии.

Однако в результате сложившихся неблагоприятных макроэкономических условий установилось несоответствие в рентабельности между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, что лишило сельскохозяйственных товаропроизводителей ресурсов не только для расширенного, но и простого воспроизводства.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям Кемеровской области ежегодно требуется около 70 тыс. тонн горюче-смазочных материалов для проведения весенне-полевых и уборочных работ. Для обеспечения организационно-технологических мероприятий проведения весенне-полевых и уборочных работ необходимо обеспечить сельхозтоваропроизводителей кредитными ресурсами на приобретение горюче-смазочных материалов, гербицидов, запасных частей.

Только для проведения весенне-полевых работ требуется привлечь около 2500 млн. рублей.

При низкой доходности сельскохозяйственных организаций привлечение кредитных ресурсов возможно лишь при субсидировании части процентной ставки.

За годы рыночных преобразований, начатых с конца 90-х годов прошлого века, наряду с крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями на ведущие роли стали выходить крестьянские (фермерские), личные подсобные хозяйства и индивидуальные предприниматели.

На данном этапе становления деятельности малых форм хозяйствования необходимо решение новых задач их развития.

Основным мероприятием развития деятельности малых форм хозяйствования является их кооперация с целью обеспечения реализации производимой продукции.

В последние годы реализация программных мероприятий дала возможность развитию малых форм хозяйствования, и поэтому особенно заметно возрос спрос на кредитные ресурсы среди мелких товаропроизводителей - личных подсобных хозяйств.

Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий требует пересмотра их места и роли в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в регионе, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:

повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;

повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;

повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;

улучшения демографической ситуации;

развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей аграрной политики Кемеровской области.

Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села. Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.

Одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села является также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.

Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, обучается достаточно большое количество сельских учащихся.

Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.

Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства было принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий для предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию Государственной программы содержатся в приложении N 1 к Государственной программе.

(абзац введен постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.07.2017 N 340)

Методика распределения субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлениям предоставления субсидий содержится в приложении N 2 к Государственной программе.

(абзац введен постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.07.2017 N 340)

2. Описание целей и задач Государственной программы

Целями Государственной программы являются:

ускорение темпов экономического роста агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность Кемеровской области, на основе повышения ее конкурентоспособности;

увеличение производства продукции растениеводства, ее переработки, расширение ассортимента;

сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

стимулирование роста производства продукции животноводства, повышение конкурентоспособности продукции животноводства;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства. Повышение эффективности производства, в том числе за счет научных исследований и формирования кадрового потенциала, в агропромышленном комплексе Кемеровской области;

увеличение производства и сбыта сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования агропромышленного комплекса Кемеровской области;

создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти области и бюджетных учреждений области в сфере развития агропромышленного комплекса.

Государственная программа предполагает решение следующих задач:

стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

создание условий для дальнейшего роста производства продукции растениеводства агропромышленного комплекса. Развитие элитного семеноводства. Повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли растениеводства;

систематическое воспроизводство природного плодородия почв; организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв;

сохранение и увеличение численности маточного поголовья крупного рогатого скота молочных пород, повышение конкурентоспособности производства молочного скотоводства, увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства. Развитие племенного животноводства. Обеспечение круглогодичного получения эмбрионов крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом; обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли региона. Повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли животноводства. Государственная поддержка производства молока. Обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении и охрана здоровья населения;

(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.08.2017 N 429)

создание условий для сохранения стойкого эпизоотического благополучия животноводства Кемеровской области;

(абзац введен постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2017 N 662)

стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техники, в том числе высокотехнологичной. Поддержка агропромышленного комплекса Кемеровской области, научных исследований и подготовка кадров для сельского хозяйства;

повышение доступности кредитования малых форм хозяйствования. Создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности и повышения уровня доходов сельского населения;

улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, стимулирование инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности и развитию сельских территорий;

повышение доступности и качества оказания государственными бюджетными учреждениями государственных услуг в сфере сельского хозяйства, а также развитие материально-технической базы указанных учреждений. Обеспечение эффективного управления в сфере развития агропромышленного комплекса.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница