Психологическая компетентность педагога образовательного учреждения



Дата05.03.2018
Размер32.5 Kb.
Название файлаПсихологическая компетентность преподавателя.doc

Психологическая компетентность педагога образовательного учреждения
Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик.

Психологическая компетентность является одним из компонентов профессиональной компетентности педагога. Психологическая компетентность – это необходимое условие успешной реализации личности педагога в процессе профессиональной деятельности.

Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:

Первый – педагогический такт – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся



Педагогический такт предполагает:

-уважение к школьнику и требовательность к нему; (Важно, чтобы эти 2 качества сочетались).

-развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; (важно, чтобы ребята научились максимально самостоятельно выполнять задания).

-внимательность к психическому состоянию школьника, способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека).

-разумность, и последовательность требований к ученику;

-доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

-педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками.

Второй аспект – наблюдательность, третий – заинтересованность в результате своей работы

Следующий аспект, на мой взгляд, является одним из главных в педагогической работе – это не может зависеть от нашего эмоционального состояния, той или иной ситуации, поведения и настроения учащихся (Способность и желание работы с детьми)

Кроме того, важно уметь: исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

Управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях. Это и создание комфортной обстановки и умение видеть состояние ученика;

И иметь хорошо развитые организаторские способности – это умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность; простота, ясность и убедительность речи - умение увлечь и умение стимулировать детскую активность.

Способность к сотрудничеству это

- умение формулировать свою точку зрения;

- слушать и слышать другого;

- выяснять точки зрения своих партнеров;

- разрешать разногласия с помощью логической аргументации;

- не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений;

- поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу;

- оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается;

- стать на позицию другого;

- координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями;

- занимать диалогичную, а не монологичную позицию;

- органически сочетать "ролевые" и "межличностные", деловые и человеческие отношения.

Одно из важных профессионально значимых личностностных качеств учителя - эмпатичность: "постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека" – в нашей ситуации - способность учителя эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций.

Главное - понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает.

(Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. В данном случае партнер-это ученик.) Визуальность – внешняя привлекательность учителя, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом.

Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит каждый учитель, но и на внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях.



Цель образовательного процесса заключается не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить детей пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности. (Соответственно, это и умения и навыки, приобретенные в ходе учебы).

Основной ведущий критерий сформированности психолого-педагогической компетентности - умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница