Развитие малых городов края



Скачать 172.09 Kb.
страница1/2
Дата17.05.2018
Размер172.09 Kb.
Название файлареферат Козаченко.doc
ТипРеферат
  1   2

МОУ «Школа №114 г.Донецка»

Реферат


на тему: «Развитие малых городов края»

Выполнила:

ученицы 9-И класса

Козаченко Дарья




Актуальность темы исследования. Проблемы территориального развития городов существуют столько же, сколько существуют сами города. Но их содержание, степень осмысления, подходы к решению меняются по мере трансформации общества, характера государственности, научной методологии. Актуальность данного исследования определяется процессами, которые протекают в настоящее время в Донецкой Народной Республике, и предельным обострением проблем городов старопромышленного района Донбасса.

Географические исследования донбасских городов получили новый импульс и в связи с процессами демократизации, расширением хозяйственной самостоятельности местных Советов. Перестройка системы государственного управления меняет требования к организации географической информации. Вывода и рекомендации географов нуждаются в переводе на язык хозяйственников, управленцев, политиков. Это предполагает переход к изучению вопросов территориальной организации в связи с конкретной системой общественного устройства и властных институтов. В данной работе предпринята попытка выйти за рамки анализа материально-вещественных пространственных процессов урбанизации и соотнести их с реальной практикой управления городами, интересами различных субъектов градоустройства.

В качестве объекта исследования выбраны города Донбасса в границах Донецкой и Луганской Народных Республик. Именно в Центральном Донбассе крайнее обострение кризиса городов позволяет представить противоречия интересов в наиболее развернутом виде.

Предметом исследования является территориальная эволюция городов Донбасса как пространственное отображение их социально-экономического развития.

Цель работы - выявление механизмов управления территориальным развитием городов на основе комплексного градорегулирования и реализации потребностей населения.

Поставленная цель определила и набор исследовательских задач:

- изучение этапов и особенностей формирования городов Донбасса;

- анализ реализуемости интересов государства и донбасских городов в ходе эволюции городского расселения;

- формулирование современных проблем территориальной организации городских образований Центрального Донбасса и определение приоритетов для городских сообществ;

- рассмотрение тенденций становления механизма городского развития в демократических государствах со смешанной экономикой, изучение возможностей использования зарубежного опыта в Донбассе;

- обоснование подходов к выработке концепции развития региональной системы городских поселений;

- разработка процедуры выбора локальных стратегий воздействия на городскую среду.

Методологической основой исследования послужили работы географов Московской университетской школы, а также современных экономистов и социологов,

Для решения поставленных задач использовались следующие основные методы: сравнительный, нормативный, картографический, методы систематизации, интервью, наблюдения, рейтинговых оценок.

Для исследования поставленных задач использовались: данные текущей статистической отчетности; статистические сборники по Донецкой и Луганской областям, Украине; материалы переписей населения; результаты социологических обследований; карты и атласы; схемы районной планировки, схемы развития и размещения производительных сил Донецкой и Луганской областей разных лет, генпланы городов; материалы, собранные в ходе выполнения плановых научно-исследовательских тем.



Основными проблемами развития малых городов родного края являются следующие:

- ограниченность экономической базы и невыгодные конкурентные позиции в привлечении квалифицированных кадров и инвестиций;

- технологическая отсталость большинства промышленных предприятий, высокий уровень износа основных фондов, недостаток мест приложения труда и рост безработицы;

- неблагоприятная демографическая ситуация – миграция молодежи в более крупные города, естественная убыль населения, низкий уровень здравоохранения;

- недостаточный уровень развития социально-культурной сферы и низкий уровень развития инженерно-инфраструктурных объектов;

- наличие городских поселений с преобладанием одной отрасли промышленности, что означает полную зависимость поселения от градообразующего предприятия.

Формирование городов Донбасса отличается рядом особенностей, которые должны быть учтены при разработке национальной региональной и городской политики.

Во-первых, города района созданы в результате нескольких волн миграций. Для них характерен повышенный удельный вес населения неукраинской национальности, интернациональные умонастроения горожан. По данным переписи населения 1989 г., в Центральном Донбассе чуть больше половины жителей - украинцы, около 44 процентов – русские.

Во-вторых, после двух последних разрушительных войн Донбасс и его города фактически воссоздавались за счет финансовых и материальных ресурсов всех союзных республик. Например, в общей сумме капитальных затрат по общесоюзным трестам на долю Донецкого каменноугольного треста "Донуголь" в 1926 гону приходилось 87 процентов, в 1927 - 86, в 1928 - 82 процента. В 1943-1945 гг. в угольную промышленность края было направлено 72 процента средств, предназначавшихся для развития отрасли в европейской части СССР, в черную металлургию - около 40 процентов.

В-третьих, донбасские города генетически связаны с индустриализацией. Они сформировались из рабочих поселков, возникавших при шахтах, рудниках, заводах, железнодорожных станциях. Фактическими хозяевами являлись промышленники: до 1917 г. - капиталисты, а с 30-х гг., с провозглашением курса на индустриализацию, - директора-наместники отраслевых ведомств. Капиталовложения в городскую инфраструктуру выделялись по так называемому "остаточному принципу" от капиталовложений в промышленность, поэтому в хозяйственном отношении территориально города оказывались поделенными на сферы влияния крупных предприятий. В общих чертах такая модель территориальной организации городов Донбасса сохранилась до настоящего времени, обусловив отставание социальной сферы, усложнив жилищную, коммунальную, экологическую проблемы. Изменить складывавшийся в течение десятилетий режим функционирования "при промышленности" нельзя без усиления позиций городского самоуправления³.

В-четвертых, городская система региона характеризуется высокой степенью связности. На 01.01.93 г. здесь насчитывалось 87 городов, 242 поселка городского типа, 15 агломераций. В Центральном Донбассе в последние тридцать лет сформировались зоны сплошной застройки с плотностью более 500 чел. на гектар; среднее кратчайшее расстояние между поселениями сократилось с 15 км в 1959 г. до 5 км в 1989 г.; практически исчерпаны резервные территории для застройки. Все это обусловливает необходимость координации территориального развития городов на региональном.уровне, разработки концепции их взаимодействия

Проблемы и перспективы территориального развития городов не могут быть поняты без учета интересов субъектов этого развития.

Во все периоды истории таковым являлось государство, поскольку города выступают носителями государственности. С другой стороны, субъектом территориального развития следует признать и население городов, так как рассматриваемый локально, изнутри, город есть процесс жизнедеятельности конкретного коллектива людей с присущими ему своими закономерностями, который протекает в конкретных географических условиях. По мере того как функции государственного управления городом и управления городом как местом поселения отделяются друг от друга, территориальное развитие городов выступает не только в качестве средства территориальной организация государства, но является также пространственным выражением развития городских сообществ.

С увеличением числа городов появляется необходимость в проведении государством специальной городской политики. В то же время и сами городские сообщества в процессе своего развития приходят к необходимости выработки стратегии и средств достижения общегородских целей. Степень осознания ими своих особых целей определяется степенью зрелости городских отношений, сформированностью звеньев системы местного самоуправления.

Проблемы городов Центрального Донбасса - результат длительного доминирования в их развитии интересов государства¹.

Основа городской сети района была заложена до 1917-г., однако большинство донбасских городов стало таковыми в советское время. Поэтому они не имели внутреннего иммунитета против хозяйственного насилия государства и оказались удобной площадкой для форсированной индустриализации. При формировании государственных планов города рассматривались не как целостные образования со своими проблемами, но лишь в качестве мест размещения промышленных новостроек. Их территориальное устройство осуществлялось путем предписаний центральных органов: что и где размещать или не размещать, развивать или не развивать.

Ретроспективный анализ градостроительных документов показал, что проектирование городов как средство реализации интересов городских сообществ было монополизировано государством. При этом местные потребности «отождествлялись» с общегосударственными и наоборот. В результате проектные предложения в части формирования городской среды не воспринимались ни местными властями, - ни вышестоящими государственными инстанциями, а проблемы городов и теми и другими зачастую стали рассматриваться как следствие проектных ошибок. Так, не были воплощены в жизнь проекты новых городов Донбасса конца двадцатых годов, генпланы Макеевки и Сталино, схемы районной планировки тридцатых годов, проекты строительства групповых населенных мест конца сороковых - начала пятидесятых годов. Остались не принятыми во внимание предложения по ограничению наращивания промышленного производства в других городах (проект планировки Сталино-Макеевского промышленного района 1949 г.), использовании для нового промышленного строительства малых и средних городов (генеральная схема районной планировки Донбасса 1945-1947 гг.).

Градостроительная политика в районе концептуально не претерпела изменений и в 60-х - 80-х гг. Судя по доступным для изучения проектным документам, вошло в традицию рассматривать города Донбасса утилитарно, как ресурс или емкость для размещения производственных объектов. По сути, роль появившихся в этот период планировочных материалов ограничилась обобщением отраслевых схем размещения. Мероприятия межотраслевого характера (разгрузка крупных городов, организация загородных зон отдыха, охрана от загрязнения) "утонули" при согласованиях в недрах более чем 50 столичных ведомств, которым подчинялись предприятия, расположенные в Донбассе.

Формы, к которым пришла территориальная эволюция городов района в результате реализации прежде всего интересов государства, свидетельствуют о том, что дальнейшее их территориальное развитие должно отражать в большей мере потребности местных коллективов.

Наличие острых социально-экономических проблем является фактором консолидации городских сообществ Донбасса и заявления ими своих целей.

Условия жизнедеятельности городского населения можно обозначить как экстремальные. Даже на фоне охвативших всю страну кризисных явлений среда проживания здесь отличается чертами социальной дискриминации и деградацией природной составляющей.

Бюджетная политика в отношении городов района может быть охарактеризована как неадекватная их положению. По данным 1988 г., в Киеве приходилось бюджетных средств на жителя в объеме 336 руб., Ялте - 348, Севастополе - 321, в то же время в Донецке - 160, Горловке - 118, Мариуполе -.113; В 1992 г, при установлении нормативов отчислений от централизованных налогов в бюджеты регионов Украины их значения для областей Центрального Донбасса оказались самыми низкими.

Совокупность неблагоприятных - экологических, социальных, экономических факторов не могла не отразиться на демографическом движении городского населения.

Решением проблем городов выступает структурная перестройка хозяйственного комплекса района, которая должна инициироваться самими городами.

Перспективы развития территориально-производственного комплекса определяются в значительной мере тем, как решится судьба угольной отрасли. Пика угледобыча в Центральном Донбассе достигла в 1977 г., когда было извлечено 182 млн.т. Затем объемы производства начали снижаться, В 1992 г. добыто около 107 млн.т. Спад обусловлен углублением горных работ и ухудшением горно-геологических условий, отрицательно повлиявших на производительность труда (сейчас она на треть ниже, чем в 1975 г.) и себестоимость угля. Изменить положение могло только широкомасштабное техперевооружение шахт. Однако из-за прогрессирующего удорожания добычи в Донбассе союзное правительство рассматривало бассейн как неперспективный.

Несмотря на хорошие перспективы угледобычи с точки зрения обеспеченности ресурсами, следует принимать в расчет возможное изменение условий хозяйствования. Развитие смешанной экономики открытого типа, выход на мировой рынок с его жесткой ценовой конкуренцией неизбежно, сократит потребление дорогого донецкого угля, кокса. К этому явлению приведет общая перестройка структуры национальной экономики, уменьшение производства металла. Наряду с этим следует учитывать, что идет процесс естественного выбытия из эксплуатации угледобывающих предприятий по мере отработки угольных пластов, а строительство новых шахт весьма проблематично.

Опасность массовой безработицы в результате закрытия угольных предприятий, пока она на стала реальностью, недооценивается. О масштабах возможного коллапса нужно судить по тому, что в Центральном Донбассе с добычей и переработкой угля связан 51 город. В 42 городах в топливной промышленности трудится более половины от общего числа занятых в промышленности, в том числе в 15 городах эта группа работников составляет более половины от общего числа занятых в народном хозяйстве.

Сопоставление разнонаправленных тенденций в развитии топливной промышленности позволяет сделать вывод о том, что структурную перестройку хозяйства Донбасса следует начинать как процесс диверсификации. Отслужившие свой срок предприятия отраслей тяжелой промышленности нельзя просто закрыть, для этого должны быть подготовлены условия, прежде всего, рабочие места, способные обеспечить занятому населению равноценные доходы.

Вопрос в том, кто и как будет осуществлять территориально-отраслевую перестройку.

На примере Донецка были проанализированы вопросы использования территории. Здесь наиболее остра проблема размещения жилищного строительства. Производственные объекты, терриконы занимают более 8 процентов площади города, нормативные санитарно-защитные разрывы - 35 процентов, причем на санитарно-защитные зоны приходится третья часть жилого фонда. Ни штрафы и предписания природоохранных органов, ни предложения о выносе за черту города ряда производств, ни запреты отвода земли под породные отвалы, ни введение платы за землю не смогли изменить сложившегося положения. Город стоит перед выбором - либо уплотнять существующую жилую застройку, либо, возводить города-спутники на пахотных землях, либо осуществлять конверсию промышленного производства. Интересам населения меньше всего отвечает первый или второй путь. Альтернатива структурных преобразований представляется неизбежной, как и проявление - инициативы в этом городскими властями.

Налаживание рекреационного сервиса может стать тем звеном, с которого начнется структурная перестройка народного хозяйства края.

Формирование зон массового загородного отдыха относятся к числу важнейших потребностей развития городских сообществ Центрального Донбасса. Здесь сложились две крупнейших рекреационных зоны - придонцовская и приморская. В их пределах расположено более 600 пансионатов, баз отдыха, пионерских лагерей, которые за летний сезон обслуживают около миллиона человек. При этом рекреационный спрос удовлетворяется меньше, чем на треть.

Были выявлены главные проблемы формирования рекреационной среды: ухудшение качественных показателей и быстрое исчерпание емкости зон отдыха в результате хаотичной застройки и промышленной экспансии; плохая обеспеченность общекурортной инфраструктурой; вытеснение длительной рекреацией кратковременной из традиционно используемых ею зон отдыха; непропорциональное обеспечение городов учреждениями длительного отдыха.

Развертывание на территории Донбасса разнообразных форм рекреационного обслуживания в масштабах, отвечающих существующим потребностям, может смягчить проблему занятости в ходе структурной перестройки производств, стать источником пополнения местных бюджетов. Повышение же "социального статуса" рекреационной отрасли явится фактором ужесточения морального давления на коллективы предприятий, которые отличаются высокой экоемкостью, разрушают природные рекреационные ресурсы. В конечном счете все это обернется экономией в расходовании государственных средств на выплату пособий по безработице, природоохранные программы, сокращением региональных субсидий.

Проблемы развития городов Донбасса не имеют прямых аналогов в мировом процессе урбанизации. Средства преодоления кризисных явлений не могут быть заимствованы в "чистом виде". Вместе с тем процесс становления механизма управления городским развитием обнаруживает определенные закономерности, которые нельзя не учитывать в местной практике.

В демогратических государствах идет постоянный поиск, обновление средств формирования городской среды. Его направленность определяется движением системы интересов субъектов городского развития - государства, городских сообществ в лице местных органов самоуправления, частных собственников. Выработались процедуры реализации.и защиты интересов. В зависимости от политической ориентации центральных правительств хозяйственная активность городов может подавляться или стимулироваться. В последнее десятилетие отмечается сдвиг в сторону дерегулирования жизнедеятельности местных коллективов и поощрения .частной инициативы как более эффективного подхода¹.

Опыт проведения структурной перестройки хозяйства городов в старопромышенных районах позволяет отметить, что, когда она "спускается" сверху, а местные органы власти играют пассивную роль в этом процессе, результативность преобразований оказывается половинчатой. Насаждение свободных экономических зон и технополисов не может рассматриваться как панацея ввиду их искусственности. Кроме того, в свободных зонах возможно лишь временное совпадение интересов частного капитала и частных интересов. Процессы хозяйственного обновления нуждаются в гуманизации, переносе центра тяжести с развития производственных систем на развитие местных коллективов.

Данный вывод касается структурной перестройки хозяйства угледобывающих районов. Неконкурентоспособную угольную промышленность нельзя свернуть в короткие сроки даже в жестких условиях рынка, так как это связано с большими социальными издержками.

Преобразования в экономике можно было бы начать с открытия предприятий на принципах коллективной собственности близко расположенных городов. Опираясь на научно-технический и проектно-конструкторский потенциал Донецка, Макеевки, Мариуполя, Луганска, в них и вокруг них целесообразно создать сеть связанных между собой лабораторий и опытных производств, которые станут эпицентрами процесса обновления производящего потенциала. Продажа ноу-хау позволит быстрее накопить средства для модернизации машиностроительной базы и перейти на выпуск новейшего оборудования в самом Донбассе. Из горнопромышленного района он постепенно преобразуется.

На принятие производственных решений путем покупки акций предприятий; снижение ставок местных налогов для приоритетных отраслей хозяйства; формирование внебюджетного фонда развития и реконструкции городской среды.

Составной частью концепции является стратегия формирования среды загородного отдыха. Она исходит из роли обслуживания в структурной перестройке хозяйства района. Ее принципиальные положения: создание в штате областных специальных подразделений по планировании развития загородного отдыха; развертывание инфраструктуры кратковременной рекреации; приобретение баз отдыха предприятий в коммунальную собственность, открытие на их основе общедоступных тургостиниц; упорядочение зон длительного отдыха, проведений специальной земельной и экологической политики.

Предложена процедура выбора локальных стратегий воздействия на городскую среду.

Обоснование направлений структурной перестройки в отдельных городах целесообразно начинать с определения наиболее "узких мест" в урбанистической системе. К последним можно отнести территории, где проблемы социально-экономического развития характеризуются наивысшей степенью остроты.

Для идентификации их были отобраны показатели-индикаторы, по которым проводилось сравнение городов. Это показателя, характеризующие условия социального воспроизводства, глубину экологического кризиса, условия формирования местного бюджета, вероятность структурной безработицы (всего 10). Для каждого показателя устанавливалось пороговое значение, при переходе за которое город причислялся к группе наиболее проблемных и ему присваивался один балл. Затем баллы по каждому городу суммировались, и города выстраивались по шкале "груза" проблем.

Следующий этап - разработка самими городами собственной структурной политики исходя из особенностей проблемной ситуации. Улучшение условий социального воспроизводства предполагает изыскание местными властями нетрадиционных источников финансирования обустройства социальной инфраструктурой; повышенное загрязнение - стимулирование экологизации Производства, экономики вторичного ресурсопользования; бюджетный дефицит - отстаивание перед вышестоящими уровнями управления большей свободы хозяйствования на своей территории; высокая вероятность структурной безработицы - стимулирование предпринимательства, диверсификации старых производств, создание муниципальных предприятий. Для каждой из групп городов отмечены наиболее актуальные направления развития.

Выделяемые областью средства на программу структурной перестройки целесообразно сконцентрировать в пунктах, где проблемы характеризуются наибольшей остротой, а также там, где осознание кризиса сочетается с готовностью к практическим действиям (Донецк, Шахтерск, Горловка). Именно эти центры с наибольшей вероятностью могут стать генераторами технологий структурных преобразований².





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница