Развитие рефлексивных умений как универсальных учебных действий в процессе обучения русскому языку и литературе



страница1/19
Дата12.11.2018
Размер0.92 Mb.
Название файлаМОЙ анализ.doc
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени И.И.Марьина»

ГО Красноуфимск

Развитие рефлексивных умений

как универсальных учебных действий в процессе обучения русскому языку

и литературе

Выполнила: Сыропятова Н.В.,

учитель русского языка и

литературы


2016
Сегодня образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в мире, как способ саморазвития личности. Происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал человека образованного в виде «человека культуры», «человека облагороженного образа», обладающего умственной, этической, эстетической, общественной – духовной культурностью. Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становятся овладение компетенциями.

Популярный в настоящее время компетентностный подход в образовании (А.С. Белкин, П.Я. Гальперин, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, В.В. Краевский, Т.М. Ковалева, А.Н. Леонтьев, К.Г. Митрофанов, М.Н. Скаткин, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской и др.) акцентирует внимание на результате образования, под которым понимается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. [22]

И.А. Зимняя трактует компетентность как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. [10] Компетенция рассматривается ею как не пришедший в "употребление" резерв "скрытого", потенциального".

А.В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность - "уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере", т.е. владение "учеником соответствующей компетенцией". [26]

Д.И. Архарова под компетенцией понимает наличие знаний и умений как результата обучения. Это сумма предложенных и усвоенных знаний и умений, упорядоченность которых тоже усвоена в процессе обучения. [3] Компетенции дают человеку право на осуществление социальных функций, прежде всего на профессиональном поприще (таковым для ученика является процесс учения). Компетенция подтверждается документом об образовании [19].

Уровня компетентности человек достигает в процессе творческой профессиональной деятельности, в которой он ставит перед собой высокие нравственные цели, строит собственную структуру самостоятельно приобретаемых знаний и умений, к которым у него развивается ценностное отношение. Оно формирует авторскую позицию в собственной познавательной, профессионально и личностно значимой деятельности. Ценностное отношение к деятельности дает возможность делать в ней открытия.

Федеральный государственный образвоательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки № 19644 от 01 февраля 2011 года)


устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. [24]

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметные результаты должны отражать

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение и др. [24]

Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

УУД - обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик, совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

В связи с этим актуальной для учителя становится задача освоения технологий, обеспечивающих развитие общеучебных регулятивных УУД, дисциплинирующих действие и мысль при работе с устной и письменной информацией (адекватность целеполагания, планирования речевых действий, наличие навыков оценки и самооценки достижений в работе с текстовой информацией). Необходимо овладение технологиями, формирующими личностные УУД как интегрирующие достижения по развитию всех УУД и активизирующие способности к самоопределению, смыслообразованию и нравственно-этическому отношению к происходящему.

Анализ нормативных документов, теоретических источников и практики школьного преподавания показывает: противоречие состоит в том, что, с одной стороны, безусловно, существует потребность в формировании и развитии универсальных учебных действий (УУД) обучающихся, в том числе рефлексивных, а с другой стороны, учитель-практик не располагает исчерпывающим набором таких же универсальных методических подходов к формированию УУД средствами учебных предметов – русский язык и литература.

Проблема: Каковы способы формирования и развития универсальных учебных действий (в том числе – метапредметных) в процессе обучения русскому языку и литературе?

Цель: поиск эффективных организационно-методических приемов формирования метапредметных (рефлексивных) умений обучающихся средствами учебных предметов – русский язык и литература.

Для досстижения поставленной цели на доаттестационный период были поставлены задачи:

- создание комплекса организационно-методических условий для организации образовательного процесса и внеурочной деятельности в аспекте заявленной проблемы;

- применение современных педагогических технологий (технологии продуктивного чтения, информационно-коммуникационных технологий, проектной технологии) как средства формирования УУД как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

- мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий через выстраивание системы критериев и оценку эффективности реализуемых педагогических технологий;

- развитие профессиональной компетентности, обобщение опыта и представление результатов профессиональной деятельности по обозначенной проблеме в разных формах педагогического взаимодействия.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница