структура, цели и задачи медиаобразования



Скачать 43.56 Kb.
страница1/7
Дата06.03.2018
Размер43.56 Kb.
Название файлаМЕДИА.docx
  1   2   3   4   5   6   7

Невдах Мария Михайловна,

классный руководитель 8 «Д» класса


Содержание, структура, цели и задачи медиаобразования

Сегодня для определения современного общества используются разные понятия: постиндустриальное, информационное, общество знаний. ХХ век вошел в историю как век так называемого «информационного взрыва», век возникновения новой информационной структуры. Современный мир трудно представить без медиа – средств массовой коммуникации, которые создают вокруг каждого из нас особое информационное поле, под воздействием которого формируются социальные, моральные, художественные, интеллектуальные ценности и интересы. Современный человек настолько привык к огромному количеству информации, объем которой постоянно увеличивается, что не представляет себе жизни без медиа (к ним традиционно относят прессу, телевидение, радио, кинематограф, видео, компьютерной сети и т.д.).

Медиаинформация способна одновременно воздействовать и на слух, и на зрение, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Особую значимость в жизни человечества медиа приобрели за последние полвека. Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в общественной жизни стали реальностью, и не только виртуальной. Медиакоммуникации занимают все большее пространство и время, формируют новую культуру, новую среду. Медиа сегодня – одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты.

«Media» – это латинское слово, выражающее множественное число другого слова – «medium», что переводится как «посредник», «средство». Это обобщающее понятие средств коммуникации с потребителем, для передачи информации. Поэтому термин «медиа» следует трактовать как «средства коммуникации», которые могут быть как массовыми (масс-медиа), так и не массовыми (директ-медиа). Масс-медиа это так называемые средства массовой информации, по средствам которых рекламное сообщение доставляется, как правило, большому количеству потенциальных потребителей. Главным отличаем директ-медиа от масс-медиа является его свойство прямой коммуникации с потребителем.

К масс-медиа относится: телевидение, радио, пресса, носители наружной рекламы и другие. К директ-медиа относятся такие средства доставки сообщения, как почта, телефон, факс и другие.

Что же такое «медиаобразование»?

В современной науке ряд понятий имеет много определений, не всегда согласующихся друг с другом. Научная трактовка тех или иных явлений также осуществляется с разных позиций. Так и в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии.

В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике.

В зарубежной педагогике понятие медиаобразование занимает одно из главных мест, хотя замечено, что четкого определения понятия не существует.

Медиаобразование интегрировано во многие дисциплины такие, как английский язык, химия, обществознание, история, искусство и многие др.

А.В. Федоров отмечает, что медиаобразование в Германии (в немецкой литературе используется термин Mediaenpadagogik – медиапедагогика), понимается как широкий спектр всевозможных учебных занятий, связанных с медиа. Внутри общего направления медиапедагогики существуют различные разделы:


  • медиавоспитание: «определение целей, которые должны ставиться в соответствии с проблемами медиа, и педагогически обоснованных мер, необходимых для достижения этих целей»;

  • медиадидактика: «область дидактики, где идет речь о том, какие медиа могут или должны использоваться для достижения педагогически обоснованных целей»;

  • медиаисследование: «охватывает все научные действия, чтобы найти и/или проверить цели, средства, свидетельства, гипотезы, имеющие отношение к медиа, и также их систематизировать» [12].

При этом главный предмет медиаобразования – не различные виды медиа, а различные формы общения, контакта с ними.

Термин «медиапедагогика» подразумевает не только обучение, но и воспитание через СМИ. Медиапедагогика приравнивается к отдельной науки, состоящей из различных разделов, предметом которой, являются формы общения, различные формы контакта с разными видами медиа, а не сами виды медиа, что характерно для отечественной педагогики.



Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.); изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа; процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов [16].

Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями, с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания, оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации.

Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:


  • медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета – журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.;

  • медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;

  • медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

  • медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);

  • дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD , сети Интернет;

  • самостоятельное и непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

Что касается понятия «медиаграмотность», то оно ведет свое начало от терминов «критическое видение» и «визуальная грамотность», которые использовались по отношению к экранным медиа в прошлые десятилетия.

Медиаграмотность – это способности экспериментирования, интерпретации, оценки, использования, анализа, синтеза пространственно-временной реальности и создания медиатекстов, результат процесса медиаобразования.

Медиаграмотность выступает за то, чтобы человек был активным и медиаграмотным, обладающим развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью.

Медиаобразование неотделимо от медиакультуры, рассматриваемой как совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенной системы их воспроизводства и функционирования в социуме. Медиакультура или аудиовизуальная культура может выступать системой уровней развития человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст (сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.), предназначенный для зрительного и слухового восприятия аудиторией); заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Медиакультура – явление полифункциональное, как и культура в целом.

Это значит, что у нее уникальная роль в социальной системе. Выделим только те важные функции, которые характеризуют именно медиакультуру, делая ее интегрирующим фактором социальной модернизации [3].



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница