Урока: дать понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов



Скачать 66.78 Kb.
страница1/4
Дата08.10.2019
Размер66.78 Kb.
Название файла5 кл черед.docx
ТипУрок
  1   2   3   4

Чередование звуков

Цели урока:

- дать понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов;

- сформировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах;

  - развивать орфографическую зоркость;

   - воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал



Ход урока:

 1.      Организационный момент. Здравствуйте, присаживайтесь!



Терминологический диктант .Учитель диктует формулировки понятий:

1) наименьшая значимая часть слова;

2)Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов;

3)Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов;

4)Часть слова без окончания;

5)раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова; 6)значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (ответы на задней стенке доски написаны)

2.      Знакомство с новым материалом.

Учитель: Открываем тетради, записываем число и оставляем одну пустую строку для нашей темы.

Запишите предложение под диктовку, поставьте знаки препинания, если они нужны.(один ученик у доски)



Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого.

— Разберем первую часть по членам предложения.

-Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему? (слегка)

Что вы можете сказать об этом предложении?

А) Выпишите глагол – сказуемое и подберите к нему однокоренные слова.

(Дрожат – дрожь – вздрогнуть –вздрагивать)

Выделите корень в этих словах. Что произошло? (Произошло изменение согласных и гласных звуков)

Запишем это изменение, используя специальный значок: Г//Ж; О//А. Вывод: Изменение звуков в одной и той же морфеме – чередование.(записать в тетрадях)

Чередоваться могут гласные и согласные звуки. Примеры чередований звуков вам даны в учебнике на стр. 23 в таблице упр. 421. Поработаем с этой таблицей.

Итак, записываем тему урока «Чередование звуков»

 Учитель: Подберите к словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень. Диктую!



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница