Уроках изобразительного искусства» «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс»



Скачать 155.23 Kb.
страница1/13
Дата14.05.2019
Размер155.23 Kb.
Название файлаmaster_klass_dlya_uchiteley_izo_i_muzyki.docx
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Мастер-класс

«Арт-терапия. Применение на уроках изобразительного искусства»
«То, что является творческим, зачастую терапевтично,

то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс».

Карл Роджерс
Цель: расширить представления педагогов об использовании арт-терапевтических технологий на уроках изобразительного искусства и музыки.

Предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность этих техник.



Раздаточный и демонстрационный материал: белые листы для рисования, акварельные краски, кисти, пастель, карандаши.

Музыкальный ряд:

Продолжительность: 40 минут

Вводная часть:

Арт-терапия в творческом развитии школьников

Одним из основных направлений работы учителя в современной школе является духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья.

Целью изучения искусства в школе является овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, указано в стандартах образовательной области искусство, примерных программах по предметам ОО «Искусство».

Сейчас рассмотрим, что такое арттерапия



Арттерапия (терапия искусством) - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Арттерапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Арттерапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности, как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала…

Используя арт-терапию на уроках Искусства, учитель в наибольшей степени может влиять на развитие ребенка.
Арт-терапия в образовании позволяет решать следующие задачи:

  1. Диагностика. Для диагностики творческого развития школьников в учебной деятельности необходимо использовать психологические и педагогические тесты, которые способствуют выявлению уровня развития психической функции воображения и уровня овладения теоретическим и практическим материалом в ходе выполнения творческих работ (знания, умения, навыки).

  2. Арттерапия позволяет получить сведения о развитии обучаемого, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть неповторимость, личностное своеобразие. В процессе работы легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение каждого члена группы.

  3. Воспитание. Участники учатся корректному общению, бережному отношениям со сверстниками. Данный способ построения занятий обеспечивает усвоение этики поведения. Вместе с тем происходит более глубокое понимание себя, собственного внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).

  4. Развитие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый участник переживает успех в той или иной деятельности. Развивается чувство собственного достоинства, самоуважения.

  5. Коррекция. Рабочая атмосфера позволяет корригировать самооценку и уровень притязаний. Также групповые формы работы способствуют коррекции межличностных отношений.

Основные рекомендации арттерапии, которые я взяла для основы при работе с детьми на уроках изобразительного искусства:



  1. Если в человеке (ребенке) есть агрессия или другие негативные, разрушительные эмоции – при работе следует применять лепку. Рисунок в данном случае будет только раздражать ребенка.

  2. Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры – карандашей красок или фломастеров. Однако предпочитайте краски, кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линий, которых требует карандаш, менее соответствует раскрепощению, особенно на первых порах.

  3. Для создания рисунка не разрешайте пользоваться линейкой, циркулем, лекалами и другими инструментами, и приспособлениями позволяющими получить более «красивый рисунок». Все арт-терапевтические рисунки выполняются рукой.

  4. Занимаясь арт-терапией, можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.

Создавайте следующие тематические рисунки:

Рисунок самого себя, рисунок своей (можно воображаемой) семьи, рисунок человека вообще, рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ).

Упражнения арт-терапии с цветами.

Упражнения арт-терапии с каракулями.

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами и много, многое другое


  1. Предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей вырезанных из журналов. Создание коллажей – это последняя самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы.

Так на уроках изобразительного искусства мы выполняем упражнения арт-терапии, направленные



  • на снятие тревожности,

  • на развитие уверенности в себе и своих способностях,

  • на отработку любого негативного чувства: обида, гнев, страх и т.д.,

  • на управление своим эмоциональным состоянием и своими чувствами,

  • на снижение эмоциональной напряженности и др.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница