Уровни научного педагогического исследования. Эмпирический



страница1/49
Дата14.03.2019
Размер0.54 Mb.
Название файлаУровни научного педагогического исследования.docx
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

  1. Уровни научного педагогического исследования.

Эмпирический (практический) — устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов.

Теоретический — выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Методологический — на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными. Они представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область.,

Научно-педагогические исследования по их направленности подразделяются на фундаментальные, прикладные исследования и разработки.



Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, раскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки ведутся с целью обоснования конкретных научно- практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. Рассмотрим более подробно, чем характеризуется каждый уровень.



Философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Он выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм и др.

Следующий уровень методологии — общенаучный. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках. Общенаучный уровень методологии характеризуется подходом к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Третий уровень методологии — конкретно-научный  представляет собой совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Технологический уровень методологии составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.




  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница