Задание Наблюдение за поведением учителя на уроке Особенность позиции учителя во взаимодействии с детьми



Скачать 19.42 Kb.
Дата28.04.2018
Размер19.42 Kb.
Название файлаЗадание 3.docx
ТипУрок

Задание 3. Наблюдение за поведением учителя на уроке Особенность позиции учителя во взаимодействии с детьми (субъект-субъектная). На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик», (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общению в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие на основе учителя и учеников. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в  новых совместных усилиях (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Х..И. Лийметс). Учитель придерживается гуманистической парадигме: Нет ответов правильных и неправильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним ищи. Доверяй ребёнку больше, чем себе, начальству, написанным правилам. Откажись от подозрений, если ребёнок нарушит правило , у него была причина это сделать. Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода ребёнка связана с риском. Познать суверенитет ребёнка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг. Не враги родители ребёнку, не заставляй их доносить. Откажись от определений, простое сведение не заменит знания. Не требуй заучивания правил, знание не в них, а в способности открывать и воспользоваться. Не сравнивай одного с другим, все хороши по разному. Сравни его сегодняшнего, с ним завтрашним. Не следуй строго плану - он принадлежит только тебе. Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял. Не сторож ты ученику, не следователь, не судья. Не дано тебе право судить, прав он или нет в ответах своих и своих поступках. Не ошибается он, а ищет свой путь. Присутствует демократический стиль общение между учителем и детьми. При демократическом стиле общения учитель ориентирован на повышение субъектной роли учащихся во взаимодействии, на привлечение каждого школьника к решению общих задач. Для учителя, придерживающегося данного стиля общения характерно активное положительное отношение к учащимся, адекватная оценка возможностей, успехов и неудач учащихся. По В.А. Кан-Калику можно выделить следующий этапы общения: Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап). Организация непосредственного общения с детьми (начальный период общения). Управление общением в педагогическом процессе. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность. Можно выделить по В.А. Кан-Калику следующую стадию общения педагога с учащимися: учитель использовал стадия обратной связи. Учитель определял уровень усвоения информации, общую атмосферу урока, психологический климат, настроение учеников, их готовность к взаимодействию. 2) Наблюдается личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. Данная модель общения характеризуется тем, что учитель взаимодействует с ребенком в процесс общения.  Учитель не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Способы общения учителя с детьми: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у учителя способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения учителя: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция учителя: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. 3) Особенность организации педагогом взаимодействия учащихся на уроке: взаимооценка и взаимопомощь учащимися в ходе урока, реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница