Биография б начало службы в участие в войнах г тайные общества



Дата21.01.2020
Размер1.04 Mb.
Название файлас.docx
ТипБиография

сПлан

1.Введение.

2.Основная часть.

А)Биография

Б)Начало службы

В)Участие в войнах

Г)Тайные общества

Д)Декабрьское восстание

Е)Годы заключения в тюрьме

Ж)Смерть Лунина.

3. Заключение.

4.Приложение. (иллюстрации, копии документов)

5.Примечание.

6.Перечень использованных источников, литературы и интернет-ресурсов.



Введение

Тема, посвященная декабристам в Сибири очень многогранна. Она включает вопросы о судьбах первопроходцев «русской свободы», если можно так выразиться, на каторге и поселении в тяжелых условиях Сибири, проблемы развития просвещения, культуры и общественно-политической мысли в России в период жизни декабристов в сибирском изгнании.

Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вписали славные страницы в развитие общественной мысли. Брошенные в тюремные казематы, находившиеся на каторге и в ссылке, большинство из них оставались верны своим убеждениям, мучились новыми вопросами о судьбах Отечества.

Нам необходимо тщательно изучать наследие декабристов в Сибири, так как их общественная роль не закончилась после восстания на Сенатской площади в Петербурге и восстания Черниговского полка 3 января 1826 года на юге России. Эта роль продолжалась в Сибири. Ф.А. Кудрявцев в своей работе «Декабристы в Сибири» приводит слова М.С. Лунина: «Настоящее поприще началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили»2.

Основными идеями декабристов были: установление в России конституционного парламентского строя, отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. На прошлое, настоящее и будущее России эти люди смотрели по- другому, не желе их предшественники и современники. Взгляды их являлись важной вехой в развитии общественной передовой мысли. Идеи декабристов нашли отражение в будущих поколениях, которые развивали, дополняли или опровергали их видение на дальнейшее развитие России. Вопрос о декабристах всегда поднимался в критические моменты для России и сейчас для нас это как-никогда актуально.

Свое исследование я посвящаю Михаилу Сергеевичу Лунину.

Исследование представляет собой попытку проследить деятельность декабриста Лунина и период его пребывания в Акатуе. Движение декабристов начинается во втором десятилетии XIX века. В отечественной исторической литературе подробно и обстоятельно разобраны формирование революционной идеологии декабристов, создание первых тайных революционных организаций, их уставы и программы, определено число участников. Движение декабристов — процесс. Он имеет примерно полувековую протяженность. В современной исторической науке этому вопросу посвящена масса работ, в которых исследователи пытаются раскрыть те или иные стороны движения декабристов. Но при этом данная проблематика не утрачивает своей значимости. Общество всегда по-разному реагирует на то, что происходит в стране и мире, на то, какая политика диктуется электоральному большинству сверху. Время с определенной периодичностью «рождает» движения, подобные народникам и декабристам и опыт прошлого необходимо использовать, дабы не наломать дров в настоящем и будущем.

Движение декабристов, в целом оформившееся в своей структуре и идеологии к началу 20-х гг. ХIX в., считается первым в России политическим движением со своими конкретными целями и политической программой. Это одно из кардинальных его отличий от всех предшественников - выступлений против действующего режима, от стихийных крестьянских выступлений в различных районах страны до осознанного, но одиночного бунта А.Н. Радищева, например. Идеология декабристского движения выросла из объективных условий развития страны в тот конкретный исторический период. Появление и существование подобной идеологии было обусловлено как зачатками кризиса самодержавно-крепостнической системы в России, так и относительной слабостью реальных политических сил, неразвитостью политического сознания народных масс. Одновременно с этим, будущие декабристы на себе испытывали безусловное влияние общеевропейского революционного подъема, став, по сути, одним из этапов европейской революционной борьбы против архаичного феодального строя. Открытое вооруженное выступление декабристов против действующей власти - пик их борьбы, точка отсчета, с которой ведется история революционно-освободительного движения. Научный и общественный интерес к декабризму постоянно растет, объяснений этому можно привести несколько - это и стремление к поискам в прошлом, в истории своей страны высоких нравственных примеров, образцов, и желание осознать истоки нынешних политических движений и событий, подчас совершенно точно копирующих когда-то уже пройденные этапы российской истории. Изучение же истории страны, в первую очередь, такого аспекта как истории русского революционно-освободительного движения - один из способов формирования идеологии и повестки нынешнего российского общества. Ведь как известно, «без знания прошлого нет будущего». В этом заключается и актуальность данного исследования. Историография изучения как декабризма в целом, так и личности одного из видных представителей декабристского движения М.С. Лунина довольно обширна. Взгляды Лунина разрабатывали в своих работах такие исследователи как В.В. Пугачев, С.С. Ланда, А.Ф. Замалеев, Г.Е. Матвеев, П.Ф. Никандров, занимавшиеся общими вопросами идеологии декабризма. В своих трудах авторы пытались объяснить условия ее формирования, пути развития, специфику и дальнейшую эволюцию, что помогает лучше понимать эти процессы применительно к личности М.С. Лунину и определению его места в декабристском движении.



Работы о жизни, деятельности и общественно-политических взглядах Лунина составляют довольно широкое и относительно полное собрание. В результате масштабной исследовательской работы советских и российских историков (в первую очередь, Н.Я. Эйдельмана , М.В. Нечкиной, Т.А. Перцевой, С.Б. Окуня и др.) раскрыты многие неизвестные до того факты биографии легендарного декабриста. Объектом исследования является личность М.С. Лунина. Предмет исследования - политические взгляды декабриста Лунина. Основная цель настоящего исследования - определение места и значения публицистических произведений М.С. Лунина и его борьбы против самодержавия и крепостного строя в России, его взглядов на развитие революционно-освободительного движения России 20-30-х гг. 19-го столетия. В связи с этим в работе ставится ряд следующих задач:

- дать краткое описание личности и жизненного пути М.С. Лунина;

- определить истоки мировоззрения Лунина и степень влияния на его взгляды и деятельность декабристского движения;

- раскрыть взгляды декабриста на вопросы общественно-политической жизни страны, в частности, его оценку декабристского движения и направлений его эволюции в целом;

- изучить практику агитационно-пропагандистской деятельности Лунина в сибирской ссылке и последние годы его жизни.

Основными хронологическими рамками является период с начала 1820-х гг. по 1845 год. Рассмотрение обозначенной темы начинается с возвращения М.С. Лунина в Россию и начала активной политической деятельности будущего декабриста в различных тайных обществах. Заканчивается исследование смертью в 1845 году М.С. Лунина и завершением его политической и литературной деятельности.

Метод исследования - историко-описательный. На основе этого метода был проведен анализ развития взглядов М.С. Лунина политическую ситуацию в России в целом и на декабристское движение в частности.



Структура работы состоит из введения, основной части - 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Работа была структурирована в соответствии с хронологическим принципом. Вообще, личное освобождение крестьян с оставлением всей их недвижимости в собственность помещика было задушевной идеей Лунина - я бы сказал, второй задушевной идеей после тезиса о глубоком превосходстве женщин-католичек перед женщинами всех иных конфессий ("Католическая религия воплощается, так сказать, видимо, в женщинах. Она дополняет прелесть их природы, возмещает их недостатки, украшает безобразных и красивых, как роса украшает все цветы. Католичку можно с первого взгляда узнать среди тысячи женщин по осанке, по разговору, по взгляду. Есть нечто сладостное, спокойное и светлое во всей ее личности"). Кроме того, Лунин согласился возглавить "обреченный отряд" - славную задумку Пал Иваныча Пестеля: группа из двенадцати человек, добровольно решивших пожертвовать собой для целей тайного общества, но не состоящих формально в нем, - чтобы его не компрометировать, - должна была истребить всю царскую семью, включая женщин и детей, после чего общество должно было казнить убийц «и объявить, что оно мстит за императорскую фамилию". Так и фамилия была бы вырезана, и Общество формально осталось бы ни при чем и даже получило бы лавры справедливцев, покаравших экстремистов за такое зверство. Означенный отряд и вызвался возглавить Лунин, что ему сильно помогло, поскольку отряда-то эта компания так и не сформировала, а вот в Общество Лунин, сообразно своей будущей миссии, так формально и не вступил (люди отряда, повторю, не должны были в нем числиться), и, соответственно, в 1826 году притянули его только за дела давние, 1816 года, и отделался он сравнительно легко. Несумнительно, что Лунин никак не собирался по выполнении умного замысла Пестеля складывать голову во имя белых риз Общества, и в случае реализации первой части замысла куда скорее сам во главе того же отряда пристрелил бы Пестеля, чем позволил бы Пестелю реализовать часть вторую, с судебной инсценировкой. 

Лунин был выпущен в поселенцы много ранее прочих декабристов, но поскольку немедленно наладил пропагацию посредством как бы сугубо частных писем, распространяемых через сестру, а по делу - публицистики на общественно-политические темы, в том числе в защиту декабристов, в том числе с личными оскорбительными выпадами супротив императора, - то в 1841 его снова арестовали - после того, как уже и в Лондоне выпустили его соответствующие сочинения, «Взгляд на русское Тайное общество…» и «Разбор донесения тайной следственной комиссии Государю Императору в 1826 году». В 1845 году он не то действительно умер в Акатуйской тюрьме апоплексией, как объявили официально, не то был в оной тюрьме тайно убит - разозлился ли на него соузник, или кто-то из охраны, или кто-то из администрации острога; припутывать к этому коварные поручения правительства можно только от очень революционного ума, а вообще не было бы ничего удивительного, чтобы 58-летний Лунин и в самом деле умер апоплексическим ударом.  Но пытливым умам всего этого мало, и родилась на просторах родины версия новая: не за то заново арестовали Лунина, что он распространял вольные публицистические тексты и те даже в Лондоне издали, и не оскорбительные отзывы об императоре в переписке, а за шпионаж в пользу Англии. "Значит, остается предположить, что не только и не столько свои статьи слал Лунин в Лондон издателям, но и еще кому-то что-то… Что? Предположить несложно, особенно, если учесть...., что он еще со времен своего «парижского вояжа» был на крючке у англичан, которые уже тогда интересовались сибирскими недрами. Сейчас – повторяю – доподлинно мы ничего не можем утверждать, заметим лишь, что уже в 1990 году.
Вот это и есть прекрасное. Рука Англии, узнавшей еще к 1845 году от Лунина все необходимые ей секретные данные о природных ресурсах Иркутчины, дотянувшейся до Акатуя с целью его устранения как отныне бесполезного ей агента, и вот теперь, наконец, воспользовавшейся этой информацией.

Биография

М. С. Лунин – коренной петербуржец – родился 29 декабря 1787 в дворянской семье статского советника и богатого помещика-Сергея Михайловича Лунина. Получил прекрасное домашнее образование. Хорошо знал французской язык, а также английский, польский, латинский и греческий языки. После смерти матери Лунину досталось богатое наследство: крупное имение Инжавино. Родов Луниных из глубокой древности известно два, причем они к друг другу не имеют отношения. Но сразу оговорюсь, что роды эти оба дворянские. Один из них происходит от Лукьяна Даниловича Луни, выехавшего, по сказанию родословцев, из Польши к великому князю Ивану Васильевичу в конце XV века. Потомок его, Агафон Федорович убит под Киевом, а брат его Матвей — под Чигирином (1677). Михаил Киприянович был президентом вотчинной коллегии, а один из сыновей его, Александр Михайлович — председателем московского опекунского совета. Племянником же последнего был декабрист Михаил Сергеевич Лунин. Этот род внесен в VI часть родословной книги Московской губернии (Гербовник, IV, 49). Имя Михаила Лунина известно главным образом благодаря его «действиям наступательным» уже на каторге, в Сибири. В ту пору единственным корреспондентом узника была его сестра. На ее имя присланы знаменитые «Письма из Сибири», а затем «Взгляд на русское тайное общество» и «Разбор донесения Следственной Комиссии», в конечном счете стоившие Лунину головы. Она была третьим ребенком в семье богатого помещика, отставного бригадира Сергея Михайловича Лунина. Родилась 8 марта 1791 г. — на три года позже старшего брата Михаила и через два года после Никиты (20 ноября 1805 г. 16-летний корнет Кавалергардского полка Никита Лунин был смертельно ранен. Раннее детство Михаила Лунина прошло в семейном имении отца в Тамбовской губернии. Здесь он прилежно занимался английским языком, скоро выучившись писать и говорить на нем. Близкие и друзья из Петербурга называли его в своих письмах «маленьким английским джентльменом». В пожелтевших от времени письмах можно часто встретить слова восхищения: «Мишенька очень хорошо знает английские сказки…, англичан. Отец Михаила Лунина как человек весьма практичный дал путешественнику денег на дорогу, подарил ему пуд свечей из чистого воска, 25 бутылок портвейна, 25 бутылок рома и мешок лимонов.10 сентября 1816 года на французском пароходе «Фиделите» Михаил Лунин отправился в Гавр. Вместе с ним находился верный его друг Ипполит Оже.И снова мы должны поблагодарить молодого Оже. Он ведет в своей каюте дневник, описывает однообразные дни морского плавания, записывает свои необыкновенные разговоры с Мишелем. Сидя на палубе, воодушевленный необъятной морской ширью, Лунин на блестящем французском языке громко рассуждает о честолюбии, о браке, о семейном счастье, о возвышенности человеческого духа, о чувстве долга перед человечеством. «Я слушал тогда молчаливо и думал, — записывает Оже, — какая судьба ждет этого человека с неукротимыми порывами, с пламенным воображением?» «Фиделите» бросил якорь на острове Борнхольм, принадлежащем Дании. Губернатор лично посетил двух молодых людей, любезно пригласил их побывать в его доме. Остров выглядел печально. Ветер гулял в огромных каменоломнях, бился о скалы, вертел бесшумные крылья ветряных мельниц. Вот что записал Оже в своем дневнике: «В церкви мы увидели орган, который был в очень плохом состоянии. Несмотря на это, Мишель, дотронувшийся до него, получил некий сверхъестественный эффект. Темой его импровизации стала буря, которую мы испытывали в душе. Я был удивлен этому могучему самовыражению. Многие из окольных жителей бежали, не веря ушам, что инструмент, так долго стоявший безмолвно, может звучать так мощно и нежно». Пройдут годы, и эти гибкие, виртуозные пальцы, которые столь талантливо имитировали бурю и рев моря, напишут на большом листе Следственному комитету: «Я никогда не был принят в число членов Тайного общества. Я сам присоединился к нему, пользуясь общим доверием ко мне…» Особое место среди женщин-декабристок принадлежит сестре Михаила Лунина – Екатерине Сергеевне Уваровой. Подобно Н. Д. Фонвизиной и М. Н. Волконской, Уварова в своих действиях перешла от исполнения личного долга к более активным формам борьбы. Когда декабристов начали отправлять в Сибирь, Екатерина Сергеевна поселилась в Ярославле, через который везли заключенных, надеясь в последний раз увидеть брата. Где бы ни находилась Екатерина Сергеевна – в Москве, Петербурге или Берлине, она писала в Сибирь каждую неделю, за чрезвычайным исключением. Сначала – в Нерчинские рудники, затем в Иркутск и на Акатуйскую каторгу[1, стр. 149]. В 1841 г. на имя Михаила Лунина пришло двадцать одно письмо, сто девяносто рублей, девять посылок. В 1842 г. – тридцать писем, семь посылок, более восьмисот рублей. Не приходится сомневаться, что отправителем в большинстве случаев была его преданная сестра.

Приводятся также выдержки из писем Екатерины Сергеевны брату, эпизоды ее нелегкой судьбы и стремление помочь брату любым образом.



ИСТОЧНИК: flogiston.ru

Начало службы

В военную службу он вступил юнкером Егерского полка в сентябре 1803 года. Затем его перевели в Кавалергадский полк, где 8 октября 1805 года был повышен до корнета. В 18 лет Михаил Лунин — кавалергардский корнет. Он высок, силен, бесстрашен. О Лунине идет слава «горячей головы». На спор он бродит всю ночь по Петербургу и меняет таблички с названиями улиц. Другой раз с друзьями, погрузившись в две лодки, отправляется к Каменноостровскому дворцу, чтобы исполнить серенаду императрице Елизавете Алексеевне[26]. Двенадцать человек из охраны начинают преследовать «трубадуров», чтобы арестовать. Но голосистые офицеры были отличными гребцами. Михаил Лунин был завзятым дуэлянтом. Он сумел по поводу и без повода встретиться на дуэлях почти со всеми своими друзьями — сослуживцами-офицерами. Как свидетельствуют современники, обычно он стрелял в воздух, но разгневанные противники целились в него, и так, чтобы «изрешетить тело Лунина». Взгляды Михаила Сергеевича Лунина, сформированные под влиянием многих факторов, дали толчок для развития общественно- политической мысли. Его идеи не умерли вместе с ним, а продолжали жить дальше. Они подвергались критике или развивались последующими поколениями.

Будучи образованным и честным человеком, он понимал всю пагубность крепостнической системы. В письмах из Сибири четко прослеживаются его чаяния: «Нарушая права человечества допущением рабства, правительство благоприятствует развитию чуждых ему сил, которые могут найти опору в общем мнении и желаниях Народа, когда справедливость и рассудок находятся на их стороне».15

За свои убеждения он принял тяжелые испытания: «Я любил справедливость и ненавидел несправедливость и потому нахожусь в изгнании».16 Лунин был уверен, что его идеи не канут в лету, а найдут свое предназначение: «Через несколько лет те мысли, за которые приговорили меня к политической смерти, будут необходимым условием гражданской жизни».17

ИСТОЧНИК:priroda.ru

Участие в войнах



В период наполеоновских войн Лунин участвовал в сражениях с французскими войсками в составе русско-австрийской армии, в частности, в знаменитом Аустерлицком сражении (1805), где армия Наполеона разбила русско-австрийские войска под командованием Кутузова. Затем последовал Прусский поход (1807) и Отечественная война 1812 г. на территории России, которая положила конец наполеоновскому нашествию. В Бородинском сражении Михаил Лунин за отвагу и героизм получил золотую шпагу с гравировкой «За храбрость». После участия в нескольких заграничных походах (1813 – 1814) Лунин ушел в отставку в результате представления рапорта об отпуске. После окончания войны с Наполеоном Лунин уехал в Париж, но в 1817 году вернулся и вступил снова в службу ротмистром Польского уланского полка, в 1822 году переведен в Варшаву. Отступающая армия с генералом Кутузовым во главе, потерявшая до 21 тыс. человек, оставила след и на местном кладбище, где до сих пор сохранилась могила русского офицера Лунина. В актовой книге римско-католического прихода записано, что 3 декабря 1805 года он был ранен под Аустерлицем, перевезен в дом священника, где и умер.На его могиле был поставлен каменный памятник в форме четырехугольного цоколя, на котором стоит трехгранная надставка. С южной стороны памятника был изображен герб и стояла надпись: Никита Сергеевич Лунин – Кавалергардского полка корнет, 16 лет от роду, умер 1805 года – декабря 20 дня. (по ст. стилю). Но эта надпись и герб (шлем на сабле, с одной стороны полная луна, с другой – луна в последней четверти) не сохранились. С северной стороны памятника латинская надпись, подтверждающая участие Лунина в сражении, частично сохранена: Nicolas de Lunin officialis russicus annorum XVI. ex vulnere in pugna ad Austerlitz accepto obiit 1806. die 1. Januarii. Сорок лет спустя, во исполнение данного ею обета, памятник обновила сестра Екатерина Сергеевна Уварова (1791 – 1868), вдова царского камергера Федора А. Уварова (1780 – 1827). Она добавила надпись на немецком языке, которая частично сохранилась: Zufolge des Gelubdes und am 3. Marz 1845 stattgefundenen Besuches der Witwe des kaiserlich russischen Kammerherrn wirklichen Staatsrаthes, Ritters mehrerer Militar-Orden, Theodor von Uwaroff, Katharina von Uwaroff, der leiblichen Schwester des verewigten Helden, die deswegen von fernem Norden Russlands gekommen ist, ist dieses Denkmal renoviert worden. В 1876 году нaучный журнал «Slovensky letopis I» сообщал об этом памятнике. Он включен в число 17 национальных памятников культуры города, внесенных в Центральный список фонда памятников Словацкой Республики. Несмотря на это он находится в жалком, заброшенном состоянии. Существует решение Областного управления охраны памятников от апреля 2006 года о необходимости разработки проекта реставрации памятника – архитектуры, надписей, герба и ограды. Какие конкретные шаги намерены предпринять городские власти для этой цели и подана ли в Министерство культуры заявка на дотацию – неизвестно. Проект скульптора из г. Скалица Я. Патки был отвергнут, поскольку он не имеет патента на реставрацию сооружений из камня.

ИСТОЧНИК: ote4estvo.ru



Тайные общества

Как известно, героизм русского народа в освободительной войне против Наполеона пробудил национальное самосознание, а в дворянской среде офицеров после этой войны зародилась идеология декабристов. Этому предшествовали различные тайные организации, в которых формировалась эта идеология. В 1816 г. М. Лунин стал одним из учредителей и активных участников первой тайной организации «Союз спасения». Будущие декабристы ставили целью свержение крепостного права и в результате военного переворота – установление конституционной монархии. Лунин, как и все декабристы, мечтал о справедливом устройстве для любимой России. Он уехал в Париж (1816), где общался с известным мыслителем, социалистом-утопистом Сен-Симоном, чьи идеи оказались близкими Лунину. Смерть отца вынудила Лунина вернуться в Россию (1817). Там на базе распавшегося «Союза спасения» в Москве возникла новая политическая тайная организация – «Союз благоденствия», где Лунин снова стал учредителем и активистом. Будучи сторонником республики, он первым выступил с планом цареубийства. После распада «Союза благоденствия» Лунин стал одним из инициаторов и руководителей новой тайной политической организации – «Северное общество», которое вместе с «Южным обществом» готовило восстание. В сражении при Бородине отличилось много смелых офицеров: будущие декабристы — Трубецкой, Пестель, Якушкин, но также и Дубельт, Воронцов, Бенкендорф, то есть как те, которые потом в цепях пойдут долгим путем в Сибирь, так и те, которые их туда послали. Теперь же, пока гремит батарея Раевского, пока редуты извергают огонь, пока раненые, сжимая зубы, истекают кровью, все предельно ясно. Они умирают здесь за Россию. В 1815 году гвардия, в которой служил Лунин, стояла в Вильно. Именно в это время иа русскую службу в Измайловский полк поступает француз Ипполит Оже. Друзья-офицеры приглашают его навестить Лунина, который был ранен после очередной «дуэли без причины». Об этой первой встрече с Луниным Оже пишет: «Хотя с первого раза я не мог оценить этого замечательного человека, но наружность его произвела на меня чарующее впечатление. Рука, которую он мне протянул, была маленькая, мускулистая, аристократическая, глаза неопределенного цвета, с бархатистым блеском, казались черными, мягкий взгляд обладал притягательной силой… У него было бледное лицо с красивыми, правильными чертами. Спокойно-насмешливое, оно иногда внезапно оживлялось и так же быстро снова принимало выражение невозмутимого равнодушия, но изменчивая физиономия выдавала его больше, чем он желал. В нем чувствовалась сильная воля… Логика его доводов была так же неотразима, как и колкость шуток. Он редко говорил с предвзятым намерением, обыкновенно же мысли, и серьезные, и веселые, дашись свободной, неиссякаемой струен, выражения являлись сами собой, непридуманные, изящные и замечательно точные.

ИСТОЧНИК: elibrary.ru



Декабрьские восстания

Лунин участвовал в работе Союза Благоденствия Северного Общестава- появлялся на нескольких совещаниях обществ. Но в восстании на Сенатской площади принять участие, в связи с отсутствием в Петербурге, ему не удалось. В 1824–1825 гг. Михаил Лунин, вернувшись к военной службе, находился в Варшаве, в Гроднинском гусарском полку, где командовал эскадроном. После Декабрьского восстания его как активного члена тайных политических организаций в Варшаве взяли под строгий надзор, а вскоре и арестовали. Издавая мемуаристику декабристов и о декабристах, он с глубоким уважением относился к поколению политических борцов, уже завершивших активную политическую деятельность, однако, к работам Лунина отношение у него было несколько иное. Если сравнивать их с работами других декабристов, большей частью это были не мемуары, воспоминания о давно прошедших днях, а политическая публицистика – острая, актуальная, сохраняющая свое значение и вызывающая широкий спектр противоречивых оценок читателей. К примеру, Герцен в 1860-е гг. отказался от идеи опубликовать статью Лунина по польскому вопросу из-за опасений получить негативную реакцию от представителей польского НОД.Тем не менее, материалы Лунина, публиковавшиеся в «Полярной звезде», вызывали большой интерес у прогрессивной молодежи, так как она искала и находила в них ответы на многие волнующие ее вопросы и проблемы. Неслучайно в 1869 г. после того, как у группы московских студентов был обнаружен рукописный экземпляр "Взгляда на русское Тайное общество", всевидящее III Тайное отделение открыло специальное дело, итогом расследования стало объявление, что «автором означенной брошюры положительно должен быть дворянин М.А. Антонович. М.А. Антонович был одним из сотрудников Н.Г. Чернышевского по "Современнику". Очевидно, что вменяя статью декабриста, написанную около 30 лет назад, представителю группы современных революционных демократов, доблестная жандармерия невольно подтверждало и признавало справедливость и актуальность взглядов декабриста Лунина



ИСТОЧНИК: allyslide.com

Годы заключения в тюрьме

За связи с декабристами Лунина приговорили к 20 годам каторги, позднее сокращенной до 10 лет. Сначала он отсидел в Свеарборге, в апреле 1828 года отправлен в Сибирь- сначала в Чите, а потом и в Иркутске на поселение, где сам построил себе дом и там жил. В доме Лунина провели обыск, после отправили его в Нерчинск, подвергнув строгому заключению, а затем он пропал в Акатуе.

ИСТОЧНИК: bamper.info



Смерть Лунина

Лунин пропал в Акатуевской тюрьме и умер там также мучительно и одиноко, как умирали большинство сосланных декабристов-в 1845 году не дожив до 58 лет. «Однажды ночью, около двух часов, за акатуевскими стенами началось большое и некое зловещее движение… Когда из камер всех вывели, Григорьев во главе с семью бандитами тихо пробрался к дверям Лунина. Быстро ее открыл и первым вошел в камеру узника. Лунин лежал на кровати, а на столе горела свеча. Он еще читал. Григорьев бросился на Лунина и схватил его за горло. За ним бросились разбойники, схватили его за руки и ноги, закрыли лицо подушкой и стали душить. Я слышал крик Лунина и шум борьбы, из другой камеры выскочил его священник, которого вывести, очевидно, забыли. Увидев Григорьева и разбойников, которые душили Лунина, он остановился пораженный в дверях, охваченный ужасом, и в отчаянии заламывал руки». Так, по словам Чаплинского, наступила смерть Лунина. Официальное расследование утверждало, что Лунин был найден мертвым в своей постели. Это подтвердили три свидетеля: каторжник Родионов, который вошел утром затопить печку в камере Лунина, каторжник Баранов и часовой Ленков. И все трое видели, что Лунин мертв. Но как он умер, они, конечно, не знали. В Петербург отправлен официальный доклад: «4 декабря в 10 часов утра Версилов, Алексеев, Машуков и лекарь Орлов вошли в комнату, в которой содержалось с военным караулом мертвое тело скоропостижно скончавшегося государственного преступника Лунина». В протоколе говорилось, что «бледное, как всегда, и почти не изменившееся лицо, вообще весь его вид был будто тихо и спокойно спящего…». И дальше: «Лунин лежал тепло одетый, в беличьей шубе, с черным галстуком и с маленьким серебряным крестиком на двух кожаных шнурках…» В подробном медицинском заключении после анатомического вскрытия лекарь утверждал, что умер в результате «кровоизлияния в мозг». К медицинскому заключению было приложено и свидетельство священника Самсония Лазарева, в котором говорилось: «Я 5 числа этого месяца декабря умершего государственного преступника Михаила Лунина римско-католического вероисповедывания по обряду православной церкви отпел». После смерти Лунина тюремные власти opганизуют позорную распродажу его имущества. Из камеры выносят медный самовар — его покупает писарь. Выносят набор фарфоровых тарелок — покупает титулярный советник Полторанов. Выставляют таз и кастрюли Лунина — их успевает купить титулярный советник. Теплые сапоги покойного достаются майору Фитингофу. Некий подпоручик Лебедкин купил настенные часы. В торгах приняли участие и некоторые из заключенных. Так, например, каторжник Мошинский купил щетку для волос… Наконец Михаил Лунин умолк навсегда. Наконец там, в далеком Петербурге, могли спокойно вздохнуть. На высоком холме, откуда далеко видно вокруг, «тихо и спокойно спящий» лег в русскую землю — тот, кто тревожил людей, тот, о котором позже Сергей Волконский, его верный друг по судьбе, напишет: «Боевой ум, с большим образованием. Во время своего заточения в Сибири это лицо показало замечательную последовательность и в мыслях своих, и в энергии поступков своих. Он умер в Сибири. Его память священна для меня, и более того, ибо я радовался его дружбе и доверию. Его могила должна быть близкой сердцу каждого доброго русского человека».

ИСТОЧНИК: ote4estvo.ru



Заключение

Открытое противостояние декабристов и власти, поражение декабристского движения навсегда изменили судьбы его участников, вырвав их из активной общественной жизни. Первый, самый трудный этап жизни сосланных декабристов в неволе, сильно угнетающе подействовал на многих из них. Но постепенно оно стало преодолеваться, со временем большинство «государственных преступников» нашли себя, свое призвание, заслужив всеобщее уважение. Среди них был и М.С. Лунин. Он решил для себя, что благодаря тому, что политические изгои образуют свою собственную среду вне общества, их путь - быть выше его. А чтобы быть выше, они «должны делать общее дело, для чего необходимо полное согласие между ними, по крайней мере, внешнее». Задачи, которые стояли перед пионерами русского революционного движения, по мнению Лунина, отражали реальные потребности страны и требовали своего скорого разрешения. Причем это же понимала и правящая верхушка, которая даже взяла на вооружение некоторые идеи декабристов. Лунин говорил об этом, одновременно отмечая неспособность самодержавного строя с его полумерами кардинально разрешить назревшие вопросы, так как и было, по сути, главным тормозом прогресса Российского государства. Лунин был убежден, что Россия развивается по тем же законам, что и все другие государства и народы, в связи с чем рано или поздно самодержавие будет заменено более прогрессивной формой правления государством и обществом, а именно конституционной. Конкретная реализация этой формы, как считал Лунин, должна была осуществляться народными избранниками, хотя сам он больше предпочитал республиканский строй. Лунин оказался предшественником революционных демократов, унаследовавших эти идеи именно от декабристов. Любопытно, что идеи социалистов-утопистов, о которых он узнал довольно рано, не вызвали в нем душевного отклика. В отличие от них, Лунин был сосредоточен скорее на вопросах политических, чем социальных. Складывается впечатление, что по складу характера и политическим взглядам он был ближе к идеологам Великой французской революции якобинского толка. Очевидно, что вменяя статью декабриста, написанную около 30 лет назад, представителю группы современных революционных демократов, доблестная жандармерия невольно подтверждало и признавало справедливость и актуальность взглядов декабриста Лунина. Особое место среди женщин-декабристок принадлежит сестре Михаила Лунина — Екатерине Сергеевне Уваровой. Подобно Н. Д. Фонвизиной и М. Н. Волконской, Уварова в своих действиях перешла от исполнения личного долга к более активным формам борьбы. Не случайно Лев Толстой, собирая материалы к роману о декабристах, так интересовался ею. «Что за женщина была Катерина Сергеевна? Когда умерла? Остались ли дети?» — спрашивал он декабриста П. Н. Свистунова.[253] И тот отвечал: «Екатерина Сергеевна пламенно любила брата; была восторженница и первоклассная музыкантша; у нее были два сына — старший, гусар, женат был на кн. Горчаковой, дочери сибирского генерал-губернатора, и умер за границей помешанным, о другом сыне ничего верного не знаю».[254] Второй матерью для Луниных стала жена дяди — Екатерина Федоровна Муравьева, «доброта которой превосходит все, что можно вообразить».[258] Дом Муравьевых был «средоточием всего возвышенного, отличного, лучшего в обществе и литературе, сборным местом всех достоинств, заслуг, дарований: Батюшков здесь воспитывался, Державин, Дмитриев, Карамзин, Жуковский один за другим принадлежали к этому семейству…»[259] После смерти М. Н. Муравьева центром притяжения стал его сын — «беспокойный Никита», «умный и пылкий» (по словам Пушкина). Литературные собрания у Муравьевых все больше приобретали политическую окраску, становились очагом декабризма. Екатерина Лунина также принадлежала к этому семейству. Здесь она познакомилась с Пушкиным, Петром Вяземским, братьями Александром и Николаем Тургеневыми. «Она была лучше, чем красавица, — умная, милая, изящная вся в брата», — писал о сестре Лунина его приятель Оже.[260] «Восторженница» и «в высшей степени энтузиастка», «добрейшая и просвещенная женщина», «великолепнейшая музыкантша» — такой вспоминают Екатерину Сергеевну современники. Воспитанная на просветительской литературе XVIII столетия, поклонница Руссо и г-жи Сталь, она получила хорошее нравственное воспитание, в основе которого лежало чувство любви и сострадания к людям, стремление помочь ближнему. Сведения о содержании Михаила Лунина в Петропавловской крепости находим и в записках декабриста А. С. Гангеблова.

«В камерах по этому коридору, — пишет он, — находились Ентальцев, Анненков, а напротив них — Лунин. В разговорах Лунина и Анненкова я затруднялся принимать участие, так как все их беседы велись на недоступном мне французском языке. Чаще же всего они касались тем из области нравственной и религиозной философии. Анненков был другом человечества, с прекрасными качествами, материалист и атеист. Лунин, напротив, был истым христианином… Когда разговор прекращался, они коротали время за игрой в шахматы. Один и другой расчертили свои столы квадратиками, вылепили из ржаного хлеба (после вынесения приговора был только черный хлеб) фигурки и, громко переговариваясь друг с другом, играли по одной или больше партий в день. Чаще побеждал Лунин». 21 октября 1826 года Лунина отправили в Свеаборгскую крепость (Финляндия), где он находился до его отправления в Сибирь. Вот что пишет о его заключении в этой крепости княгиня Мария Волконская: «Генерал-губернатор Закревский, посетив тюрьму по служебной обязанности, спросил его: „Есть ли у вас все необходимое?“ Тюрьма была ужасная: дождь протекал сквозь потолок, так плоха была крыша. Лунин ответил ему, улыбаясь: „Я вполне доволен всем, мне недостает только зонтика“. Сестра Лунина Екатерина Уварова непрерывно посылает брату книги Шиллера, Шекспира, Байрона, Вальтера Скотта, Пушкина. Они доходят, однако, только до генерал-губернатора, который считал, что Лунину нужно лишь… Евангелие. Без книг, без общений, среди грязи, при страшном голоде — так проходит жизнь Лунина в заточении. Целых двадцать месяцев в Свеаборгской и Выборгской крепостях. Об этом времени данные весьма скудные. В архивах сохранилось лишь несколько записок, в которых начальство запрещало передавать письма и книги «государственному преступнику Лунину». А как тогда объяснить, что Лунин говорил нечто совсем другое декабристу Свистунову. «Пребывание в Выборге он считал самым счастливым временем своей жизни», — писал Свистунов в своих воспоминаниях. Нечто подобное позже утверждала и Мария Волконская. Лунин был всегда, даже для своих близких, необыкновенным человеком. То, что обычно ломало одних, для него было не истязанием, а источником силы. Спустя годы он напишет крылатые слова: «Душевный мир, которого никто не может отнять, последовал за мной на эшафот, в темницу и ссылку». Исследователи, историки и литераторы уже более века изучают документы, письма и заметки Лунина. В архивах содержится множество заявлений, просьб, объяснений от декабристов и их семей, но Лунин не заявляет никаких просьб. Декабристы просят перевести их в другой край, упоминают своих детей. Они ведут длительные и нескончаемые переписки, воюют за каждую уступку, добиваются своих прав, настаивают на них. Лунин «не разговаривает» с представителями официальной власти. Он не ищет и не требует никаких послаблений. Только годы подряд его сестра Екатерина Уварова пишет ему каждую неделю, посылает большие денежные суммы. Отправляет ему даже карету и… слугу. От слуги Лунин отказывается, и Мария Волконская нанимает его для своей семьи. По этому поводу Лунин писал: «Дорогая и уважаемая сестра, я получил твое письмо № 351 от 24 января 1836 года, 2178 рублей 66 копеек денег и сообщение о новых хлопотах по поводу моего поселения… Деньги для меня бесполезны, потому что мои потребности ограниченны, место поселения для меня безразлично, потому что с божией помощью человеку одинаково хорошо везде. Будьте спокойны относительно меня и особенно не хлопочите больше». Эти его слова вызывают чувства уважения и любви у сестры, которая в одном из следующих писем напишет: «Сколько величия и божественного милосердия скрыто в твоем поучительном поведении. Великий боже! Какими мелкими выглядим мы здесь, когда позволяем себе плакаться, не удовольствуемся от упадка духа, когда ты выдерживаешь свою участь с мужеством». Николаю I принадлежат надменные слова: «Сомневаюсь, что кто-то из моих подданных осмелился бы действовать не в указанном мной направлении, после того как сообщена моя точная воля». Но один его подданный, рожденный под небом России, полностью игнорирует эту волю и это направление. Во все дни своего заточения Лунин продолжал хранить верность идеалам декабристов. В письмах к сестре в Петербург он комментирует законы страны, анализирует деятельность и поведение официальных лиц и генералов, снова возвращается к работе Следственной комиссии и результатам восстания, высмеивает царедворцев. В одном из таких писем читаем: «Так как я был особенно близок с теперешним министром, то прошу прислать мне перечень его действий, а также Журнал министерства, когда он станет выходить, для того чтобы я мог следить за общим ходом дел». Свои письма из Сибири, написанные на изысканном французском языке, Лунин превращал в политические памфлеты, направленные против устоев самодержавия. Глубоко уверенный в правоте своих идей, он писал: «Из вздохов узников рождаются бури, которые разрушат дворцы».

Вот что пишет о прекрасных качествах Михаила Лунина декабрист П. Свистунов: «Характер Лунина имел привлекательную индивидуальность. Это был загадочный характер, весь сложенный из противоречий. Он одарен был редкими качествами ума и сердца. Бесстрашие — это слово, которое только одно могло всецело выразить это свойство души его, которым он был награжден природой». Свистунов пишет о душевной доброте Лунина, о его очаровательной веселости, о его остроумии и добавляет: «Он считал, что наше подлинное житейское поприще начинается с прибытием нашим в Сибирь, где мы призваны словом и делом служить идее, которой себя посвятили». Одной из самых страшных тюрем дореволюционного Забайкалья, считалась Акатуевская тюрьма. Это была каторжная тюрьма 1-го разряда, расположенная в 2-х верстах от села Акатуй . Здесь в 1815 году был открыт свинцовый рудник. Акатуевская тюрьма, построенная для уголовных ссыльных, стала местом заключения для наиболее опасных политических ссыльно-каторжных. Ссыльные употреблялись в работы и были закованы в ножные оковы.

М.С. Лунин был привезён в Акатуевскую тюрьму 11 апреля 1841 года: «с предписанием не употребляя в работы подвергнуть его там строжайшему заключению отдельно от других преступников».10 Причина, по которой Лунин был подвергнут такому наказанию явились его письма, которые он писал из Сибири. Все годы своей ссылки он служил делу тайного общества. Письма свои к сестре-Уваровой Е.С., Михаил Сергеевич превратил в политические памфлеты. Он оставался непримиримым противником крепостничества и самодержавия. Авторы монографий «Декабрист М.С. Лунин»(Окунь С.Б.) и «М.Лунин» (Эйдельман Н.) отмечают, что именно в Сибири проявились его способности политического публициста и пропагандиста передовых идей.

В предисловии к сочинениям М.Лунина Штрайх С.Я. пишет: «Сочинения Лунина, особенно письма из Сибири, отражают его выдающийся талант памфлетиста: они написаны горячо и страстно, исполнены убийственной иронии. Они охватывают самые разнообразные вопросы русской государственной жизни». Штрайх С.Я. называет Лунина «отважным бойцом», который «посылал в III Отделение свои наполненные едкой критикой и бичующей иронией письма, дразнил медведя в самой берлоге и не сдавался»11.

Н.Я. Эйдельман «погубителем Лунина» назвал сибирского чиновника Успенского, который в 1841 году написал донос на декабриста, что и привело его ко второму аресту и заточению в Акатуевскую тюрьму. Но и оттуда он писал письма: своей сестре, М.С. Волконскому, М.Н. Волконской, С.Г. Волконскому. Всего сохранилось 11 писем Лунина из Акатуя, тайно отправленных Волконским. Михаил Сергеевич давал совсем скудные описания того места, где находится. Описывая свое жилище, он писал: «Архитектор Акатуевского замка без сомнения унаследовал воображение Данта. Мои предыдущие тюрьмы были будуарами по сравнению с тем казематом, который занимаю. Меня стерегут, не спуская с меня глаз. Часовые у дверей, у окон, везде. Моими товарищами по поселению являются полсотни душегубов, разбойничьих атаманов и фальшивомонетчиков»12.

«Темница моя так сыра, что книги и платья покрываются плесенью; пища так умеренна, что не остаётся даже чем накормить кошку»13.



Лунин М.С. томился в Акатуевской тюрьме до конца жизни. В своём письме к С.Г. Волконскому он пишет: «По-видимому, я предназначен к медленной смерти в тюрьме вместо моментальной на эшафоте. Я одинаково готов как к той, так и к другой».14 Он скончался в тюремной камере в 1845 году, официально от кровоизлияния. Похоронен в Акатуе.



Приложения