Формирование чувства доброты и милосердия у младших школьников



Скачать 23.74 Kb.
Дата13.07.2020
Размер23.74 Kb.
Название файластатья-Осипова Е.В..docx

Осипова Елена Витальевна,

заместитель директора школы

по работе начальных классов,

МБОУ СОШ 45

им. адмирала Ф.Ушакова,

г. Краснодар, Краснодарский край



ФОРМИРОВАНИЕ  ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.  

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь и духовная щедрость и бездуховность берут свои истоки из детства. Особое значение формирование доброты и милосердия приобретает в наше время. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Наш опыт показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, оби­жают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорчен­ность?  

Милосердие - естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией. Его невозможно вызвать и упреками «Почему ты такой злой?», «Неужели у тебя нет сердца?», «Ну неужели тебе не жалко?». Если бы к милосердию можно было приучить, как к мытью рук, человечество было бы в тысячу раз добрее. Но трудность и заключается в том, что милосердие не воспитывается нашими привычными приемами - наградами и наказаниями, похвалами и упреками.  

Считается, что доброта и милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака или кошка, как правило, не приносят зла, не обижают пожалевшего, не предают, отвечают любовью на любовь, а с человеком случается всякое. Но как научить любить всякого? Митрополит Антоний Сурожский, епископ Русской православной церкви в Великобритании, говорил «Мы все думаем, что знаем, что такое любовь и умеем любить, на самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковые чувство, потому что с ним хорошо, но любовь гораздо более требовательное чувство и порой трагичное. Любовь с родни веры - веры... одного человека в другого человека. Такая вера может родиться только из любви зрячей, ... которая способна видеть всю красоту человека, даже в тот момент, когда эта красота заколебалась или когда что-либо в этой красоте померкло».

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важ­нейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Когда ребенка спрашиваешь о чертах характера окружающих, он чаще всего называет доброту: «Бабушка добрая, учительница добрая, девочка на детской площадке добрая…» Все вокруг добрые, это он видит в первую очередь. Со временем, у людей появляются и другие качества – «умный», «красивый», а доброта как будто уходит на задний план, вроде бы она – само собой разумеющееся качество, но говорить о нем как-то уже не принято вслух.



Когда родители думают или говорят о том, какими хотят видеть своих детей в будущем, то доброте тоже не уделяется отдельного почетного места. Люди церковные говорят о том, что хотят видеть своего ребенка благочестивым, верующим, люди светские – успешным. Мы можем говорить о том, что ребенок должен «найти себя» или «свое призвание». Девочкам желают счастливо выйти замуж. Но именно доброте в этих размышлениях отводится мало места.

Но правы маленькие дети, когда воспринимают именно это качество как первую из черт человека. Добрый может стать кем угодно, но он всегда будет на своем месте, добрый поможет и отзовется на беду, сумеет не только сопереживать в горе, но и вместе радоваться (что гораздо труднее).

Мы, родители, действительно редко задумываемся над ответом на вопрос «Как воспитать ребенка добрым». Но, когда все же хотим ответить на него, то оказывается, что это не так просто. Доброта — добросердечие, (добро) сердечность, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, добротолюбие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность,

Но каждому из этих качеств надо учиться отдельно. Проявить милосердие к больному или нищему – это одно, жалость к брошенному животному – другое, не нагрубить старенькой навязчивой бабушке – третье.

За ответом на вопрос «Как научить ребенка быть добрым» мы обратились к протоиерею Александру Ильяшенко, отцу и дедушке огромной семьи. Вот, что он ответил: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В-третьих, в ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование. Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».

Собственный пример – это, действительно, самый главный воспитательный инструмент родителей. Что толку призывать детей к участию в каких-то добрых делах, если у нас самих нет ни времени, ни желания что-то оторвать от себя, чем-то поделиться, в чем-то поучаствовать. Дети из воскресной или православной общеобразовательной школы идут поздравлять больных на Рождество, а многие ли их родители находят время, чтобы пойти вместе с ними? Конечно, когда не с кем оставить малышей, когда папа на работе, а бабушки не принимают участие в жизни семьи, это сложно. Но часто мы не участвуем в рождественских или пасхальных поздравлениях не по этим причинам. А как было бы правильно потратить этот час на совместный поход в больницу, как много мы бы заложили в детей, потратив столько же времени, сколько ежедневно мы тратим на общение в соц.сетях или просмотр фильмов.

Ну, положим, в больницу попасть нам не удалось, но навестить-то уж своих собственных родителей лишний раз мы ведь в состоянии. Или, если бабушки приезжают к нам помогать, то не просто вручить им список дел, а проявить внимание – напоить чаем, усадить поудобнее, расспросить, поговорить. И сделать это опять же вместе с детьми. Мы ведь часто и этого не в состоянии сделать. Пожилые люди нас раздражают, нам кажется, что есть дела поважнее, чем сидеть и общаться с ними, по сотому разу слушая их истории. А наши дети все это видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения. И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы.

Психолог Екатерина Аруцева, у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей:

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно), то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Дарить можно время, любовь, тепло, заботу, добрые слова. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных. Учить сочувствию, но не жалости. Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться. Это тоже воспитательный момент. Но самое главное, конечно, любовь и доброта самих родителей»

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».

Накануне Нового года всем хочется быть Дедами Морозами Бродский говорил что в Рождество все немного волхвы.



Смотрим в "Словарь русского языка" С.И. Ожегова: «Подарок» - вещь, которую дарят, подарили, «Дарить» - давать в качестве подарка. Толковый словарь русского языка" Б. Волина и Д. Ушакова дает следующее определение: «Подарок - предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу».

Подготовка новогодних подарков поможет ребенку научиться планировать свою деятельность, разовьет чувство ответственности. Чтобы успеть обеспечить сувенирами маму, папу, бабушку и старшего брата, малышу придется распределить время накануне праздника и довести до конца работу над каждым презентом. Объясните ему, почему необходимо завершить задуманное в срок: кто-то останется в Новый год без сюрприза, а это очень обидно. Если предстоит изготовить достаточно много подарков, не стоит затевать крупных и сложных «проектов» – ребенок устанет и потеряет интерес. Лучше выбрать поделки, сделать которые можно


за 1–2 «сеанса» по 20–30 минут каждый, в зависимости от возраста ребенка. Например, договоритесь с ним, что каждый вечер будете изготавливать по одной поделке для членов семьи – таким образом, к концу недели «план» будет выполнен.

Кропотливое вырезание снежинок, лепка пластилиновых фигурок, рисование четких и ровных линий не только способствуют развитию мелкой моторики, но и воспитывают терпение и усидчивость. Покажите ребенку, как делать карандашные наброски, намечая на оборотной стороне листа цветной бумаги контуры цветка, прежде чем браться за ножницы – эти простые приемы научат кроху поэтапно решать задачи, помогут избежать досадных ошибок.

Не упускайте из внимания и эстетическую сторону процесса. Дети любят все яркое, однако розовые блестки – не всегда лучшее дизайнерское решение. Задача родителей – ненавязчиво учить малыша сочетать цвета, искать гармоничные формы, разумно использовать декоративные детали.

Подарок может быть сочинен вами. Напишите Письма своим близким от имени Деда Мороза!

В прошлом году я впервые попробовала НАПИСАТЬ письма членам своей семьи от имени Главного Волшебника Нового Года.

В этом году попробовали новую Новогоднюю семейную игру. Пишем записки о лучших качествах друг друга. Складываем в рождественский носок каждого члена семьи, потом читаем вместе и отгадываем, кто это написал.



Лев Николаевич Толстой когда-то писал, пересказывая известную и до него житейскую мудрость: нам нравятся люди не столько за то добро, которое они сделали для нас, сколько за то доброе, что мы сделали для них. В этом - большая правда. Нам действительно становятся более близки и симпатичны люди, в которых мы начали вкладывать свою заботу и доброту.

Литература:



  1. А. Отрощенко. Психология. Семья.

  2. Карпухина Г. А., Иванова А. И. Психология.

  3. Ожегов С. И.. Толковый словарь русского языка.

  4. Словарь синонимов русского языка

Скачать 23.74 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница