Тема. Образ лирического героя в пейзажной лирике Р. Рождественского



Скачать 15.44 Kb.
Дата12.07.2020
Размер15.44 Kb.
Название файла-

Тема. Образ лирического героя в пейзажной лирике Р.Рождественского.

В поэзии Р. Рождественского особое место занимает пейзажная лирика, которая становится для поэта формированием идеалов и жизненных ценностей, основой утверждения природы как своего миропонимания и мирознания. Каждое стихотворение данного цикла становится определенным событием в жизни самого автора.

В творчестве Р. Рождественского второй половины 1950-х гг. природа изображается как объект для покорения, борьбы с ней; герои стихов выступают завоевателями богатств и тайн Земли. Цикл стихов полярной романтики яркий пример наступательного движения покорения нашей планеты. Люди осваивают Север, тревожат размеренную жизнь его обитателей: белых медведей, тюленей, нерпы («Белый медведь»). Даже сама природа ждет, когда со дна океана люди начнут добывать несметные богатства («Хребет имени Ломоносова»).

Главным мотивом пейзажной лирики данного периода становится бескомпромиссная борьба между человеком и стихией: природа то и дело ввергает людей в экстренные ситуации - разламывает льдину, на которой расположилась научная станция полярников, приносит вьюгу, пронизывающую холодом до самых костей, но люди не сдаются, продолжают исследовать эту холодную землю («На дрейфующем проспекте ты живешь», «Вьюга»),

Идеями противоборства дышат и другие стихи цикла: «Речка Иня», «Облако», «Утро»; в них облако борется с самолетом, маленькая речушка - с камнями и валунами, утро - с темнотой. В этой борьбе побеждает сила, которая может «уничтожить», а может «помиловать». Человек воспринимается поэтом, творцом природы, творцом будущего (поэма «Спутник»), поэтому оптимистичность интонации стихов о природе этого периода не вызывает сомнения.

Природа в период 1960-ых годов становится для поэта сущностью мудрой, всепонимающей и всепоглощающей: художник находит в ней черты, которые присущи его внутреннему «я», природа и духовное развитие поэта сливаются.

Теперь в пейзажной лирике исчезает мотив противоборства, природа начинает пониматься как продолжение человеческого бытия - поэт сравнивает природные явления с жизненными ситуациями человека, в которых оказывается его лирический герой. Потеря своей родины, корней может привести к разрыву духовной связи со всем, что так дорого человеку изначально, и, соответственно, к исчезновению «радости и счастья» («Переезжает роща»). Не удивительно, что в стихах этого периода образ таежных цветов сливается с образом свободолюбивого человека, который гибнет, если его оторвать от земли, на которой он родился («Таежные цветы»). Первый снег уподобляется человеку, который не имеет своих принципов, а плывет по течению событий («Первый снег»). Мир девственной природы, чистый и неизведанный, похож на мир влюбленных людей («Необитаемые острова»). Природа и душа героя находятся в единении, например, гармонируют грусть человека и печаль природы во время дождя («Письмо про дождь»), жизнь человека и снежинок как нечто единое («Этих снежинок смесь»).

Природа для поэта становится объектом эстетического любования («Вечер в горах», «Росстань»), она вызывает философские размышления о быстротечности человеческой жизни. В то же время жизнь природы и лирического героя порой носят трагические оттенки.

Дальнейшие эволюционные процессы приводят художника к творческому кризису (середина 1960-х). Он подходит к черте, которая разделит его раннее творчество с творчеством зрелого периода. Это отразилась во всех жанрах поэзии Р. Рождественского. В пейзажной лирике начинает ощущаться разъединение лирического героя и природы. Духовным миром лирического героя овладевает какая-то чужая планета, холодная и мрачная, как далекая звезда в космосе, на которой нет жизни («Планета друзей»), а сам он, как «марсианин», не знающий своей Земли («Ход воды»).

Наступление весны в природе ассоциируется с переменами в жизни лирического героя: (Все торопится, шарахается, булькает / настигает, остается позади), переданными словесным глагольным рядом, изображающими динамику пробуждения природы в связи с такой же динамичностью жизни лирического героя.

Природа для Р. Рождественского - источник постоянных размышлений. Особенностью пейзажной лирики является ее философичность: поэт находится в постоянных раздумьях о вечных вопросах бытия: о жизни и смерти, человечества и мироздания, места человека в мире.

Таким образом, пейзажная лирика творчества Р. Рождественского расширила образные ряды русской лирики, внеся в них новое понимание, представление о красоте и неповторимости нашей природы. Поэт продолжил традиции классической русской поэзии, которые выразились в напряженных поисках ассоциативного поэтического слова, где органически сочетаются зримая предметность и «незримая», ярко представляемая образность.



Вопросы к теме:

1.Изображение природы в творчестве Рождественского второй половины 50-х годов.

2. Главный мотив пейзажной лирики.

3.Пейзажная лирика середины 60-х годов.



4. Слияние таежного образа с образом человека. Гармоничность природы и души героя.

5.Поздняя пейзажная лирика. Духовный мир лирического героя в поздней лирике.
Скачать 15.44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница