Урок литературы 9 класс



Скачать 59.35 Kb.
Дата23.07.2020
Размер59.35 Kb.
Название файлаУрок литературы по теме.docx
ТипУрок

Открытый урок литературы 9 класс

Тема: Любовная лирика: «Из-под таинственной холодной полумаски...», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою...»).

Цель: знать: факты из жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения о любви, написанные поэтом, уметь: определять основную мысль произведения, как художник раскрывает тему любви в своих произведениях, сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, анализировать, сравнивать, обобщать, способствовать развитию  монологической устной речи; способствовать воспитанию оптимистического отношения к жизни, эстетического вкуса к классической литературе.

Оборудование: проектор, презентация или портреты М.Ю. Лермонтова, Н.Ф. Ивановой, Е.И. Сушковой, М.А. Щербатовой, В.А. Лопухиной, эпиграф.

Музыкальное оформление: «Лунная соната» Бетховена. Романс «Отчего», сл. М.Ю. Лермонтова, муз. А. Даргомыжского

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технологии: элементы технологии  развивающего  обучения, ИКТ.

Эпиграф:

Я не могу любовь определить, 


Но это страсть сильнейшая! – любить 
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил

Лермонтов М.Ю. Стих «1831-го июня 11 дня»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы учителем

– Ребята, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы учеников.)       

(Учитель открывает доску, где написаны задачи урока, или слайд презентации.)

Познакомиться с любовной лирикой М.Ю. Лермонтова.

Получить представление об избранницах поэта.

Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

3. Вступительное слово учителя

– Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что любовь – чувство, о котором мечтает каждый человек, и каждого волнуют вопросы: «Что такое любовь? Какая она бывает?» И мы не исключение. Не правда ли?!


В словаре Ожегова дана такая трактовка любви. «Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренной привязанности».
Это всего лишь определения любви, но они приобретают смысл, когда мы влюбляемся. У всех это происходит по-разному. Одни ждут любви с замиранием сердца, другие ищут предмет обожания сами, вглядываясь в лица окружающих.
Впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. После Михаил Юрьевич Лермонтов влюблялся не однажды и любил сильно и страстно. А какой именно была его любовь? Это задача, которую нам придется решать. Но прежде определим виды любви и запишем на доске.

Используйте личный опыт, жизненные наблюдения, прочитанные произведения, просмотренные кинофильмы.

Ученики составляют постер.

(Романтическая, счастливая, взаимная, чистая, неразделённая, искренняя, несчастная, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, бескорыстная, безответная, святая, латоническая и др.)

2. Учитель: – Какую же именно любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам?

– Кто они, женщины, сыгравшие большую роль в судьбе поэта и его творчестве?


Возможно, кто-то из вас читал о них? Расскажите, пожалуйста. (Ответы.)
А я предлагаю вам посмотреть на портреты Натальи Федоровны Ивановой, Марии Алексеевны Щербатовой, Екатерины Александровны Сушковой, Варвары Александровны Лопухиной.
Каждая женщина полна очарования и притягательной силы.

–Домашнее задание было индивидуальное. Сейчас с краткими сведениями из жизни избранниц поэта выступят ученики. (Приложение 1)

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.

Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму.

Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.

А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.

Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта. Через 5 лет Лермонтов, уже известный поэт, встретил Сушкову в Санкт-Петербурге. Он решил ей отомстить, вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все бог!

Основные мотивы «сушковского» цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть.

Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой: «К Сушковой»; «Благодарю!»; «Зови надежду сновиденьем»; «Нищий»; «Стансы»; «Ночь»; «У ног других не забывал»; «Я не люблю тебя, страстей…»

Наталья Иванова

После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова. Знакомство произошло в Москве в 1830 г.

Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.

Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы:

стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной,

и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.

Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой: «Н.Ф.И…вой»; «Романс к И…»; «К***»(«Всевышний…»); «К Н.И…….»; « Я не унижусь пред тобою...»


…Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил;

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку –

Безумец! – лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала – я тебя не знал!


Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.

Варвара Александровна Лопухина -одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова.

Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году.

«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»

Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.

Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился

Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.

Стихотворения, посвящённые Лопухиной: «К Л.-»(«У ног других не забывал…»;

«К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»; «К*»(«Оставь напрасные заботы..»;

«Она не гордой красотою…»; «Слова разлуки повторяя…».

Она не гордой красотою...



Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее- не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако, все ее движенья,

Улыбка, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.


Мария Щербатова

М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах.

Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.

Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».

По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова».

Отчего
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
Задание: Проанализируйте стихотворения . Анализ стихотворения «Нищий»

- чтение стихотворения

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Раннее стихотворение «Нищий» было написано М. Лермонтовым 17 августа 1830 года. Оно относится к любовной лирике и входит в так называемый «сушковский» цикл.

Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Лермонтов с бабушкой, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческого равнодушия и глухоты.

Композиция стихотворения состоит из двух неравных частей. Первая часть посвящена описанию случая с нищим. Поэт создает яркий центральный образ нищего с помощью эпитетов: просящий, иссохшийся, едва живой от голода и муки.

Вторую часть стихотворения составляет заключительное четверостишие. Эпилог выражен образной развернутой метафорой. Душа лирического героя сравнивается с просящей рукой. Молящий о взаимности лирический герой сравнивается с нищим: ему так же жизненно необходима любовь, как просящему человеку – кусок хлеба. В ответ герой получает лишь насмешку, и он, как и нищий, которому сунули в руку камень, полон горечи и разочарования. 

2. Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою…» (1832)

К *


Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!.. прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?

Ты знала - я тебя не знал.


– Это стихотворение обращено к Наталье Федоровне Ивановой , в которую Лермонтов одно время был пылко влюблен. Данное стихотворение подводит итог их взаимоотношениям. В начале июня 1831 года Лермонтов несколько дней гостил под Москвой в семье покойного драматурга Ф.Ф.Иванова, в дочь которого, Наталью, девушку удивительной красоты, был без памяти влюблен. Восторженное обожание, стихотворные признания юного поэта льстили самолюбию избалованной успехом девушки, сначала она благосклонно относилась к нему. Но в последний приезд к Ивановым, в усадьбу на берегах Клязьмы, Лермонтов, в обиде на нее, пишет это стихотворение.


- В стихотворении преобладает чувство разочарования, неразделенная любовь, измена любимой девушки…

Лирический герой свою возлюбленную обвиняет в том, что она не оценила по достоинству чувство лирического героя: «Такой души ты знала ль цену?

Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество:
    Как знать, быть может, те мгновенья,
    Что протекли у ног твоих,
    Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?


    Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:
    Зачем ты не была сначала,
    Какою стала наконец!
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?

Наивность этих слов в том, что если возлюбленная не отвечает взаимностью, то ее это не должно огорчить

Лирический герой полон самоотверженно любви горячей любви, он готов откликнуться на чувства возлюбленной всей душой. Но все безмерные жертвы души оказываются напрасными. Герой узнает лишь «коварную измену» - та, кого он считал «ангелом», превращается в порочную женщину. Герой остается гордым и одиноким, свободным и вновь готовым к любовному порыву. Он доверчив. Он жаждет счастья

В основу произведения положен прием антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды – горестному разочарованию

Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты: «дар чудесный», «коварную измену», метафоры: «пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал», иносказания: «ангел», «бессмертие», гиперболы: «целый мир возненавидел», «я был готов…целый мир на битву звать», «и в страсти стану клясться всем».

 Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Автор часто употребляет риторические восклицания и вопросы


- Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” исполнено горестным ожесточением и сожалением о напрасно растраченном жаре души. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное отношение к любви. Но все же в стихотворении звучит также устойчивый в лирике Лермонтова мотив «неизгладимости» любви: «Но слишком знаем мы друг друга, / Чтобы друг друга позабыть».

5. Заключение

– Дорогие ребята, вы сейчас находитесь в прекрасном возрасте – начала юности.
Это возраст предчувствия любви – сильного и вдохновенного чувства.
И, наверное, каждый из вас надеется, что любовь будет светлой, чистой, романтической, счастливой. Но не пугайтесь, не отчаивайтесь, если ваша любовь окажется неразделённой. Вспомните о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у него не было взаимной любви, но он был счастлив тем, что любовь его посетила и вдохновила на создание бессмертных лирических произведений.

6. Домашнее задание

– Я надеюсь, что дома вы возьмёте томик стихов М.Ю.Лермонтова, прочитаете стихи о любви и выучите понравившееся наизусть.

7. Рефлексия

– Мне хотелось бы, чтобы в вашей памяти остались самые лучшие минуты нашего урока, давайте вспомним их под прекрасные звуки романса на стихи М.Ю. Лермонтова.

1. Какие строки, по вашему мнению, выражают основную мысль стихотворения?


2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор? Аргументируйте свои утверждения.

– Определите, о какой любви говорит Лермонтов в вашем стихотворении. 


– Из ответов одноклассников сделайте вывод, какие мысли и чувства лирического героя повторяются во всех стихах?
– Тема какой именно любви просматривается в них?

Учитель: Да, вы правы, мысли об одиночестве, измене, предательстве в любви, трагичности происходящего.


Мы видим, что лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым, потому что, по мнению поэта, счастье в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света невозможно!»

(Учитель зачитывает эпиграф.)

– Эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку. 
– Как вы думаете, почему любить – необходимость для поэта?

Ответ: Одиночество усиливает в Лермонтове поиски «души родной», трагические попытки поэта найти спасение в любви.


Согласитесь ли вы с моей мыслью, что лирика Лермонтова – это лирика сильнейших страстей и глубоких страданий? (Ответы учеников.)

Учитель: Любовь Лермонтова – это страдание сердца и душевные муки, которые нашли воплощение в его произведениях, ставших шедеврами классической литературы.


Стихи М.Ю. Лермонтова, по словам В.Г. Белинского, – это «вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою».

4 У.С. Мы знаем, что М.Ю.Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником А.С.Пушкина.


Давайте посмотрим, одинаково ли в их творчестве звучит тема любви.
Я предполагаю вам задуматься над утверждением «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило нашей поэзии».
Справедливо ли оно? Какое художественное средство используется в этом утверждении? (Прием антитезы).

Перед вами задание 3.

1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина, предложенное вашей группе («Красавица», «В альбом», «К ***», «Когда, бывало, в старину»), определите, о какой любви автор говорит в нем.
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор?
4. Сопоставьте стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтоава. Чем близки эти стихотворения и в чем их различие?
Аргументируйте свои утверждения.

Ответ: Любовь Лермонтова неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Для Пушкина любовь – источник счастья.

5. Заключение

– Дорогие ребята, вы сейчас находитесь в прекрасном возрасте – начала юности.


Это возраст предчувствия любви – сильного и вдохновенного чувства.
И, наверное, каждый из вас надеется, что любовь будет светлой, чистой, романтической, счастливой. Но не пугайтесь, не отчаивайтесь, если ваша любовь окажется неразделённой. Вспомните о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у него не было взаимной любви, но он был счастлив тем, что любовь его посетила и вдохновила на создание бессмертных лирических произведений.

6. Домашнее задание

– Я надеюсь, что дома вы возьмёте томик стихов М.Ю.Лермонтова, прочитаете стихи о любви и выучите понравившееся наизусть.

7. Рефлексия

– Мне хотелось бы, чтобы в вашей памяти остались самые лучшие минуты нашего урока, давайте вспомним их под прекрасные звуки романса Александра Даргомыжского на стихи М.Ю. Лермонтова.

Литература:

Золотарева И.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008.

Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах.Т.1,2,4/Художник С.В.Богачев – М.:»Воскресенье», 19999

Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.  В 2-х ч. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: П., 2009.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество / Вступ. статья Г.М.Фридлендера. Коммент. А.А.Карпова. – М.: «Современник», 1987.

Творчество М.Ю.Лермонтова./ Ред. У.Р.Фохт. – М.: «Наука», 1964

Идентификатор автора: 106-047-798

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 20 г. Невинномысска Ставропольского края Т.В.Антонова

Приложение к уроку литературы в 9 классе

Тема: Любовная лирика Михаила Юрьевича Лермонтова
Варвара Александровна Лопухина

А. П. Шан-Гирей писал, что Лермонтов-студент был страстно влюблен «в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. <...> Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения...». Ей посвящен ряд стихотворений, поэма «Демон», послание «Валерик».

(Ответ: В.А.Лопухиной М.Ю.Лермонтов посвятил стихотворение «Но я вас помню…»)

Мария Алексеевна Щербатова

А.П.Шан-Гирей вспоминал: «Зимой 1839 года Лермонтов был сильно заинтересован княгиней Щербатовой (к ней относится пьеса “На светские цепи”). Мне ни разу не случалось её видеть, знаю только, что она была молодая вдова, а от него слышал, что такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Е.А.Сушакова подтверждает: «Прелестное стихотворение… написано княгине Марии Алексеевне Щербатовой, рожденной Штерич, красавице и весьма образованной женщине». Поклонником Щербатовой М.А. был также сын французского посланника Эрнест де Барант. На этой почве между Лермонтовым и Барантом состоялась дуэль.

(Ответ: М.А.Щербатовой М.Ю.Лермонтов посвятил стихотворение «Отчего»)

Наталья Федоровна Иванова

Ей адресованы многие стихи М.Ю.Лермонтова. Внучка Н.Ф.Ивановой рассказывала: «Михаил Юрьевич Лермонтов был влюблен в мою бабушку – Наталью Федоровну Обрескову, урожденную Иванову. У нас в семье известно, что у Натальи Федоровны хранилась шкатулка с письмами М.Ю.Лермонтова и его посвященными ей стихами и что все это было сожжено из ревности ее мужем Николаем Михайловичем Обресковым. Со слов матери знаю, что Лермонтов и после замужества Натальи Федоровны продолжал бывать в ее доме. Это и послужило причиной гибели шкатулки».

Литературоведы считают, что загадка «Н.Ф.И.»(так адресовал свои стихи М.Ю.Лермонтов Наталье Федоровне) заслонила на некоторое время внимание к самому сильному чувству Лермонтова к (В.А.Лопухиной).
(Ответ: Н.Ф.Ивановой М.Ю.Лермонтов посвятил стихотворение «Сонет»)

Екатерина Александровна Сушкова

В «Записках» Е.А.С. вспоминает, как в середине августа 1830г. Е.А.Арсеньева (бабушка поэта) с компанией молодежи отправилась из Середникова на богомолье и на четвертый день пришли в Троице-Сергиевскую лавру: «В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслушать молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам Бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили тоже господа-шалуны, посмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!» Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его пера карандаша стихи…»
(Ответ: Е.А.Сушковой М.Ю.Лермонтов посвятил стихотворение «Нищий»)
Тема. Стихотворения М.Ю. Лермонтова о любви.

Цели урока:

Обучающая: изучение стихотворений о любви в творчестве М. Ю. Лермонтова.
2. Развивающая: формирование умений сопоставительного анализа, применение элементов лингвистического анализа, обучение выразительному чтению.
3. Воспитательная: воспитание бережного и трепетного отношения к чувству «любовь».

Методы и приемы: Беседа, выразительное чтение, дискуссия, деловая игра.

Наглядность: портрет поэта, иллюстрации к произведениям, портрет В. А. Лопухиной.

Ход урока

I. Организационный момент

Озвучить тему и цели урока.

II. Изучение новой темы

1. Вступительное слово учителя.

Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в отношениях любви. Поэтому строки, просветленные любовью, особенно возвышенны и значительны. Сегодня на уроке мы откроем еще одну страницу в творчестве М. Ю. Лермонтова, возможно, одну из самых замечательных, потому что речь пойдет о любви, о любви великого поэта.

2. Беседа с учащимися:

— Что вам известно об адресатах любовной лирики поэта?

— Каким предстает образ лирического героя в этих стихотворениях?

3. Заслушать сообщение о любви Лермонтова к В. А. Лопухиной. (Это должно быть индивидуальное задание).

4. Работа творческих групп. Задания на карточках.

Группа А.

Выразительно прочитать текст и выполнить задания.

Тебя любить — за то ль, что целый ад
Мне в грудь ты бросила? О нет, я рад, я рад
Твоим страданьям; боже, боже!
И ты, ты смеешь требовать любви!
А мало я любил тебя, скажи?
А этой нежности ты знала ль цену?
А много ли хотел я от любви твоей?
Улыбку нежную, приветный взгляд очей —
И что нашел: коварство и измену.
Возможно ли! Меня продать!
Меня за поцелуй глупца… меня, который
По слову первому был душу рад
Мне изменить? Мне? И так скоро!..

— Дайте психологическую характеристику состоянию героя.

— Что вы можете сказать о его отношении к любви?

— Можно ли оправдать поступок героя?

Группа В.

Выразительно прочитать отрывки из поэм «Демон» и «Песня про «и выполнить задания.

Отвечай мне, чего тебе надобно, моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя, станут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне умереть смертью грешною:
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!

***


…И для тебя с звезды восточной
Сорву венец я золотой;
Возьму с цветов росы полночной.
Его усыплю той росой.
Лучом румяного заката
Твой стан, как лентой, обовью,
Дыханьем чистым аромата
Окрестный воздух напою;
Всечасно дивною игрою
Твой слух лелеять буду я;
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря.
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!..

— Кто эти герои?

— В чем сходство и различие их взглядов на любовь?

— Расскажите о судьбе героинь, которых данные персонажи полюбили.

— Подумайте, почему такая сильная любовь несет разрушение? Любовь ли это?

Группа С.

Перед вами подборка стихов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Сможете ли вы отличить строки о любви Лермонтова и Пушкина?

(Первые три А. С. Пушкина, последующие три М. Ю. Лермонтова).

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

***


Любовь одна — веселье жизни хладной,
Любовь одна — мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Сократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!

***


Пускай увенчаны любовью красоты
В заветном золоте хранит ее черты
И письма тайные, награды долгой муки,
Но в тихие часы томительной разлуки
Ничто, ничто моих не радует очей,
И ни единый дар возлюбленной моей,
Святой залог любви, утеха грусти нежной,
Не лечит ран любви безумной, безнадежной!

***


Мы снова встретились с тобой,
Но как мы оба изменились!
Года унылой чередой
От нас невидимо сокрылись.
Ищу в глазах твоих огня,
Ищу в душе своей волненье.
Ах, как тебя, так и меня
Убило жизни тяготенье!

***


Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!
Им сердце в чувствах даст отчет,
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья…

***


При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго, и я в смущении молчу.
Что ж делать? Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано…
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

— В чем отличие любовной лирики поэтов?

— В чем сходятся их взгляды на любовь?

III. Обобщение и выводы

— Что значила любовь в судьбе и творчестве М. Ю. Лермонтова?

— Что значит для поэта любить?

IV. Комментирование оценок за урок

V. Домашнее задание


Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.

Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму.

Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.

А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.

Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта. Через 5 лет Лермонтов, уже известный поэт, встретил Сушкову в Санкт-Петербурге. Он решил ей отомстить, вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все бог!

Основные мотивы «сушковского» цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть.

Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой: «К Сушковой»; «Благодарю!»; «Зови надежду сновиденьем»; «Нищий»; «Стансы»; «Ночь»; «У ног других не забывал»; «Я не люблю тебя, страстей…»


Наталья Иванова

После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова. Знакомство произошло в Москве в 1830 г.

Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.

Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы:

стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной,

и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.

Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой: «Н.Ф.И…вой»; «Романс к И…»; «К***»(«Всевышний…»); «К Н.И…….»; « Я не унижусь пред тобою...»


…Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил;

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку –

Безумец! – лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала – я тебя не знал!



Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.


Варвара Александровна Лопухина -одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова.

Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году.

«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»

Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.

Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился

Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.

Стихотворения, посвящённые Лопухиной: «К Л.-»(«У ног других не забывал…»;

«К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»; «К*»(«Оставь напрасные заботы..»;

«Она не гордой красотою…»; «Слова разлуки повторяя…».

Она не гордой красотою...


Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее- не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако, все ее движенья,

Улыбка, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.


Мария Щербатова

М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах.

Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.

Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».

По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».

Отчего
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
«Нищий», анализ стихотворения Лермонтова

Раннее стихотворение «Нищий» было написано М. Лермонтовым 17 августа 1830 года. Оно относится к любовной лирике и входит в так называемый «сушковский» цикл. 16-летний поэт написал его под влиянием сильного чувства к 18-летней красавице Екатерине Сушковой. Первая любовь оказалась неразделенной, принеся юноше вместо радости боль и страдания. Именно поэтому стихотворение проникнуто пронзительным чувством одиночества и неверием во взаимопонимание между людьми.

Название стихотворения отражает его тему: лирический герой подобен нищему в своей просьбе, и так же, как и нищий, оставлен без всего. Стихотворение строится на развернутом сравнении: поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого равнодушия.

Композиция стихотворения, включающего три строфы-четверостишия, состоит из двух неравных частей. Первая часть (два первых четверостишия) имеет сюжетную линию, посвященную описанию случая с нищим. Поэт создает яркий центральный образ нищего с помощью эпитетов: просящий, иссохшийся, едва живой от голода и муки. Лермонтов включает в повествование евангельский мотив и помещает действие к воротам «обители святой». Просящая рука ассоциируется со светлым простодушием, а камень символизирует обман.

Вторую часть стихотворения составляет заключительное четверостишие. Эпилог выражен образной развернутой метафорой. Душа лирического героя сравнивается с просящей рукой. Молящий о взаимности лирический герой сравнивается с нищим: ему так же жизненно необходима любовь, как просящему человеку – кусок хлеба. В ответ герой получает лишь насмешку, и он, как и нищий, которому сунули в руку камень, полон горечи и разочарования. Повтор частицы «так» и восклицательная интонация усиливают обличительный пафос второй части стихотворения: «Так чувства лучшие мои// Обмануты навек тобою!».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, неторопливым размером, придающим особую мелодичность произведению и раскрывающим всю глубину чувств героя. Лермонтов использовал для написания перекрестную рифмовку и «высокую» лексику (врат, взор, глада).

Полные боли строки стихотворения не только отражают разочарование и тоску героя, но и раскрывают ценность настоящего, искреннего чувства.

То, что молодой поэт пережил в эти два года, было поиском сердца, мечтаньем, надеждой. Ни Сушкова, ни Иванова понять Лермонтова не смогли. Поэт, разочарованный и обманувшийся, оскорбленный, говорит, что не хочет больше любить так, как он любил, что он не будет так любить. Он ошибся.

После обманчивых снов ждала поэта любовь, против которой бессильна была ревность, которая не могла оставить в разлуке и уходила из жизни его только с самой жизнью. Эта любовь оказалась трагической.

Нищий.


У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

1830г.

Анализ стихотворения Лермонтова «К* (Оставь напрасные заботы…)»

Произведение 1832 г. обращено к Варваре Лопухиной, милой юной девушке, сердечную симпатию к которой поэт сохранил на долгие годы.

Мотив разделенной любви, достаточно редкий для лермонтовской поэтики, неразрывно связан с лирическим «ты». Женский образ исполнен светлых красок: героиня способна на искреннюю любовь, которая погружает ее душу в состояние «святого счастья».

Лирический герой, напротив, не ощущает себя счастливым, хотя верит возлюбленной и понимает ценность высокого чувства. Он предпочел сохранить свой душевный мир в тайне, не открыв его даже близкому человеку. Свое пожелание герой выражает довольно категорично, применяя модальную конструкцию: «ты ведать не должна».

Лирический субъект подробно поясняет причины своего решения: ему мучительно, «больно» признаться в разочаровании и потере надежд. Герой наделяет собственную жизнь знаковыми эпитетами с ярким негативным содержанием — «пуста, черна». Череда придаточных предложений, которые начинаются с анафоры «что», перечисляет отрицательные черты внутреннего мира лирического «я». Его душа претерпела трагическое преображение, лишившись устремлений к вечным ценностям, привыкнув к страданиям, став недостойной бескорыстного сопереживания.



Муки сердца возводятся в ранг атрибутов, необходимых для внутреннего развития романтической личности. Они получают сравнение сразу с тремя категориями: «спутник, собственность иль брат». Душу, отравленную «ядом» терзаний и сомнений, герой укрывает от других людей. Он скорее пожертвует жизнью для возлюбленной, чем решится посвятить ее в загадочный внутренний мир, раздираемый противоречиями. Лирический субъект опасается, что неприглядная картина «погубит» гармоничные чувства юной героини, разрушит светлое хрупкое счастье.

В другом лермонтовском творении — «К*» («Мой друг, напрасное старанье!») — также появляются мотивы ревностной защиты жизни «души задумчивой». Поэтический текст совпадает с анализируемым по названию, году появления и даже по стилистике первой строки. Общее звучание стихотворения более оптимистично: здесь лирический герой оберегает от чужих взглядов не разрушающий яд разочарований, а сокровенные надежды. Последние охарактеризованы при помощи комплекса метафор, в которых актуализированы значения возвышенного и драгоценного: «святое царство», «сокровища святые» и «клад».
Скачать 59.35 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница