Выступление на курсах повышения квалификации работников образования: «технологии формирования правовой грамотности на уроках истории и обществознания»



Дата14.06.2020
Размер19 Kb.
Название файлаВЫСТУПЛЕНИЕ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.docx
ТипУрок

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ: « ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Позитивные тенденции интеграции России в мировое сообщество, динамичные процессы обновления, происходящие в российском обществе, направленные на демократизацию в различных сферах общественной жизни, признание приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, с одной стороны, и нарастание негативных явлений в молодежной среде, вызванных усилением нигилистских, националистических, криминальных, наркотических влияний, с другой стороны, актуализируют значимость формирования правовой грамотности подрастающего поколения.

Возникает потребность в изменении подходов к правовому обучению, так как востребован выпускник, проявляющий устойчивость к негативным влияниям, политическую инициативу, гражданские качества, сопричастность к происходящим преобразованиям, ход которых во многом зависит от правовой грамотности, осознанного выбора нравственно-правовой позиции, правомерного ответственного поведения.

В последние годы рост правонарушений и преступности в обществе, рост неблагополучных семей, семей, находящихся в социально-опасном положении, также является основанием для оптимизации работы по формированию основ правовой грамотности, законопослушного поведения обучающихся.

Современные статистические исследования свидетельствуют, что правовая грамотность в РФ составляет 12%, а россиян с высшим образованием – 37%.

Поэтому проблема отсутствия правовой грамотности взрослых и несовершеннолетних остается одной из самых сложных проблем модернизации образования. Школа не в состоянии охватить все сферы становления и развития обучающихся, ведь на их развитие активно влияют и другие сферы: семья, СМИ, социум. Часто дети оказываются в ситуации отчуждения от общих социальных приоритетов. Преодоление этой ситуации отчуждения позволить создать условия для формирования правовой грамотности учащихся.

Однако, в современном обществе знания нужны обучающимся не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Таким образом, в школьном правовом обучении необходимо решить проблему выбора современной технологии, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала бы закономерности формирования правового сознания.

История и обществознание – универсальные предметы, их изучение охватывает разные стороны человеческой жизни, которые регулируются законом, поэтому формирование правовой грамотности должно красной нитью проходить через эти уроки вне зависимости от изучаемой темы. При этом должно учитываться главное условие: недостаточно только передать правовую информацию, необходимо научить детей грамотно ею пользоваться, кроме того, нужно всегда помнить о развитии личности обучающегося, его творческом мышлении, умении делать выводы и иметь собственную точку зрения.

Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности обучающихся, т.е. при использовании интерактивных методов обучения.

Интерактивность – это способность находиться в режиме диалога с обучающимися.

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, которые позволяют на уроках истории и обществознания формировать отношение к правовым знаниям как к руководству жизненной ситуацией.

« МОЗГОВОЙ ШТУРМ» - ведение группового обсуждения какой-либо обществоведческой или исторической проблемы.

Например, при изучении темы « Банковская система в РФ» можно поставить перед учащимися следующую проблему: « Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы их будете хранить – в рублях, долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в группах. После обсуждения и консультирования с учителем, несущим тьюторскую нагрузку обучающиеся приходят к правильным выводам: чтобы обезопасить себя от финансовых рисков, деньги нужно хранить в разной валюте или купить золотые монеты. Практическая востребованность информации в данном случае налицо.

ДИСКУССИЯ - беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются различные точки зрения.

Например, обучающимся в 9-11 классах на уроках обществознания «Преступление и его признаки» возможна дискуссия « Смертная казнь: за или против?». Обучающиеся имеют различные точки зрения на данную проблему, каждый пытается отстоять свою позицию, приводя различную аргументацию. Результатом подобного метода является следующее: каждый принимает участие, приводит собственные аргументы, выслушивает чужую точку зрения, пытается ее опровергнуть. В конце дискуссии делается вывод о том, что лишать человека его естественного права на жизнь нельзя. В развернутом варианте дискуссионные темы могут обсуждаться на уроках, которые осуществляются в форме « КРУГЛЫХ СТОЛОВ».

ИГРА – вид учебной деятельности, в которой важен не результат, а процесс. Наиболее существенной особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны играющий осуществляет реальное действие, с другой, многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют действовать в воображаемой обстановке. Игру можно использовать на уроках истории и обществознания, причем игра приемлема в любых классах, так как игре все возрасты покорны. Например, в 5-х классах на уроке « Зарождение демократии в Афинах» можно сыграть в игру « Народное собрание», а в старшей возрастной группе продуктивно проходит игра « Суд идет…». Игра дает возможность педагогу поставить обучающихся в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования познавательной активности.

СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по особым правилам. Применять методику синквейна лучше всего на уроке повторения или обобщения. Пример синквейна, который написала обучающаяся в 5 классе после изучения темы « Права и обязанности гражданина РФ»:

« Закон,

Суровый, справедливый.

Предупреждает, защищает, наказывает.

Условие существования правового государства.

Необходимость».

КЛАСТЕР – графический способ организации учебного материала. Кластер особенно результативен при конструировании повторительно-обобщающих уроков, он позволяет прослеживать логическую последовательность изложения материала. В составление кластера каждый обучающийся может внести свою долю из информационного запаса, что позволяет привлечь к повторению возможно большее число обучающихся.



ФИШБОУН – «рыбий скелет»- направлен на развитие критического мышления учащихся, позволяет им устанавливать причинно-следственные связи между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Данный метод позволяет отрабатывать навыки освоения и использования информации, учит ставить и решать проблемы, работать в группах, делать выводы и обобщения.

Итак, чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечит порядок и организацию взаимоотношений между людьми. история и обществознание – универсальные предметы, которые позволяют осуществлять постоянно формирование основ правовой грамотности. При этом должно учитываться главное условие: недостаточно только передать информацию по праву, необходимо научить грамотно пользоваться этой информацией, кроме того, нужно всегда помнить о развитии личности обучающегося, его творческом мышлении, умении делать собственные выводы и желание поделиться собственной точкой зрения. Все задачи формирования основ правовой грамотности могут быть реализованы при использовании интерактивных методов обучения.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©danovie.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница